Изменение позиций отечественных производителей на региональном рынке в результате поставок лекарственных препаратов по офсетным контрактам

Аннотация


Фармацевтическое производство является лидером по заключению контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетных контрактов) среди всех отраслей промышленности. Основная часть контрактов заключена в Москве — наиболее крупном региональном рынке лекарственных препаратов (ЛП). Цель исследования — определение характера структурных изменений на фармацевтическом рынке Москвы после начала поставок по всем офсетным контрактам, заключённым на начало апреля 2024 г. В исследовании использована информация о заключённых контрактах на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и данные о продажах ЛП компании «DSM Group». Проведено соотнесение объёма и структуры рынка в базовом периоде (2021 г.) со среднегодовыми показателями поставок по заключённым офсетным контрактам. В рассматриваемый период в Москве было заключено 8 офсетных контрактов на поставку ЛП из 139 групп МНН. Общий объем поставок по 139 МНН по региональным программам льготного лекарственного обеспечения, на которые ориентированы поставки по офсетным контрактам, в базовом периоде составили 13,4 млрд руб. Согласно расчётной модели, в результате поставок по офсетным контрактам, совокупная доля российских производителей на рынке 139 МНН в сегменте региональных программ льготного лекарственного обеспечения может вырасти с 16,6 до 63,6%, на рынке госзакупок — с 23,5 до 45,8%, на всём московском рынке (с учётом розничных продаж) — с 18,6 до 31%. Показано, что уже в базовом периоде доля российских производителей составляла более 90% в сегментах 24,5% МНН и более 50% — в сегментах 33% МНН. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности дальнейшего стимулирования производителей, если иметь в виду не привлечение инвестиций в развитие производства в конкретном регионе, а достижение целей импортозамещения и поддержания конкуренции в сфере госзакупок ЛП на общероссийском рынке. В результате осуществления поставок по офсетным контрактам можно ожидать значительного увеличения доли отечественных производителей в соответствующих сегментах МНН московского фармацевтического рынка. В то же время поставки по офсетным контрактам ограничивают конкуренцию в системе государственных закупок со стороны других российских производителей и создают дополнительные конкурентные преимущества для привлечения инвестиций в фармацевтическое производство в Москве в ущерб развитию региональных кластеров.

Об авторах

Елена Олеговна Трофимова

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет, Санкт-Петербург, Россия

Email: elena.trofimova@pharminnotech.com

Юлия Александровна Алешечкина

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет, Санкт-Петербург, Россия

Email: 002

Список литературы

  1. Spitsyna T. A., Margolina E. V. Problems and prospects of application of the mechanism of public-private partnership in industry. Economic Systems. 2023;16(3):163—172. doi: 10.29030/2309-2076-2023-16-3-163-172
  2. Kovalkova E. Yu. An agreement with counter-obligations in the investment sphere. Economy and Law. 2024;(10):30—40. doi: 10.18572/0134-2398-2024-10-30-40
  3. Burakova I. K. New rules in the regulation of the state contract with counter investment obligations (offset contract). National Association of Scientists. 2022;(82—1):65—67.
  4. Bessonova E. A., Lopatina N. D. The role of offset contracts in the development of public-private partnership mechanisms. Russian Journal of Management. 2023;11(4):425—441. doi: 10.29039/2409-6024-2023-11-4-425-441
  5. Aleshechkina Yu. Offset contracts influence on competitive positions of the Russian pharmaceutical manufacturers in the local market. In: Proceedings of the XIV Conference "Young Pharmacy — the Potential of the Future", St. Petersburg, March 28 — April 02, 2024. St. Petersburg; 2024:1192—1197. (In Russ.)
  6. Trofimova E. O. Assessment of the potential impact of concluded offset contracts on the competitive situation in the public procurement segment. In: Proceedings of the VII Conference "Innovations in the health of the nation", St. Petersburg, November 7—8, 2019. St. Petersburg; 2019:302—307. (In Russ.)
  7. Kuhach A. A., Kuhach V. V. Mechanisms for organizing procurement of drugs: overseas experience. Vestnik farmatsii. 2022;(2):5—17. doi: 10.52540/2074—9457.2022.2.5
  8. Yurochkin D. S., Mamedov D. D., Erdni-Garyaev S. E. et al. On the directions of improving the mechanism for concluding long-term contracts with counter investment obligations. Part 1 — Ways to federalize offset contracts. Bulletin of Roszdravnadzor. 2024;(3):6—21. DOI: 0009-0008-7764-7845
  9. Yurochkin D. S., Mamedov D. D., Erdni-Garyaev S. E. et al. On the directions of improving the mechanism for concluding long-term contracts with counter investment obligations. Part 2 — Features of industry legislation in the implementation of federal offset contracts. Bulletin of Roszdravnadzor. 2024;(4):6—17. DOI: 0009-0008-7764-7845

Статистика

Просмотры

Аннотация - 2

PDF (Russian) - 2

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Телефон: +7(495) 917-48-86

Редакция

Шерстнева Елена Владимировна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: redactor@remedium-journal.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах