Теоретическое обоснование понятия «стратегический анализ в здравоохранении» (обзор литературы)
- Авторы: Щепин В.О.1, Загоруйченко А.А.1
- Учреждения:
- Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко
- Выпуск: № 2 (2022)
- Страницы: 143-146
- Раздел: Статьи
- URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1424
- DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2022-26-2-143-146
- Цитировать
Аннотация
В статье дано теоретическое обоснование понятия «стратегический анализ» применительно к общественному здоровью, приведён краткий обзор источников литературы. Цель исследования - изучение и анализ имеющихся подходов к приоритетным направлениям стратегического анализа в рамках развития системы здравоохранения в России. Основные методы исследования - метод изучения и обобщения опыта, контент-анализ, сравнительного анализа. Проанализирован ряд общепринятых определений, для более глубокого изучения методологической основы понятий проведены оценка и систематизация нормативно-правовых документов по стратегическим целям. В результате были определены основные приоритетные направления в рамках развития здравоохранения, что послужит базисом для дальнейшего анализа.
Полный текст
Введение В контексте решения задачи определения приоритетных направлений в здравоохранении особое значение приобретают методологические основы понятия «стратегический анализ в здравоохранении» (далее - СА). Понятие СА является достаточно широким, поэтому его можно рассматривать как с точки зрения определения места СА в процессе стратегического управления, так и путём раскрытия сути содержания определения [1-4]. Цель исследования - изучение и анализ имеющихся подходов к приоритетным направлениям СА в рамках развития системы здравоохранения в России. Материалы и методы В статье приведён краткий обзор отечественных и иностранных источников литературы, анализ правовых документов, принятых за последние годы в России. Основными методами являлись изучение и обобщение опыта, контент-анализ, сравнительный анализ. Результаты В ходе исследования были проанализированы основы терминологической сущности СА и понятийный аппарат, определяющий его характеристики. По мнению Н. М. Сергеевой, СА - это «способ преобразования данных, полученных в результате анализа внутренней и внешней среды, в совокупность обоснованной информации для принятия стратегических решений» [2]. С точки зрения позиции управления (менеджмента), СА - «это одна из функций стратегического менеджмента, включающая в себя всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды» [3]. Исходя из представленных определений, применительно к общественному здоровью и здравоохранению, было сформировано следующее: СА выступает как информационная платформа для принятия грамотных управленческих решений, основанных на принципах мониторинга. Прослеживается неразрывная связь с такими понятиями, как «стратегия», «стратегическое планирование», «системный анализ», «управление», «концепция», «стратегическая инициатива» [4-7]. Под стратегическим планированием в рамках теории общественного здоровья и здравоохранения понимают «процесс принятия решений, направленный на достижение целей при максимально эффективном функционировании объектов управления, когда предполагаются не только будущие изменения, но и возможные последствия от уже принятых решений» [4, 7]. Системный анализ, в отличие от стратегического, позволяет комплексно изучить объект как системы, цели, функции, структуру и характер обратных связей; управление представлено на уровне отдельных областей, городов, округов как «процесс определения целей, упорядочения и активизации деятельности по их достижению; включает планирование, контроль деятельности и её оценку» [4, 5]. Под «концепцией» как одной из составляющих терминологической сущности СА понимают определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основную точку зрения на предмет, именно концепция впоследствии определяет стратегию дальнейших действий. Cтратегия представляет собой «определение ключевых долгосрочных целей и задач, разработку порядка действий, оптимизация и распределение ресурсов, необходимых для их достижения» [1, 5]. В. Б. Филатовым был упомянут комплекс проблем при разработке стратегии регионального здравоохранения, среди которых были выделены следующие: 1) отсутствие отработанных процедур принятия управленческих решений; 2) отсутствие чёткой организационной технологии подготовки решений; 3) недостаточное владение современными методами стратегического планирования руководством; 4) недостаточное количество информации при планировании на различных уровнях управления; 5) отсутствие специалистов по системному анализу в отрасли управления и др. [5]. Другое определение даётся М. В. Соломатиной: «под стратегией понимается интегрированная модель действий, предназначенная для достижения поставленных целей» [6, 7]. Например, В. С. Просалова выделяет внутренние и внешние факторы, формирующие теоретическую основу понятия «стратегия», к которым относятся состояние экономики, социальные и политические процессы, государственное регулирование, сильные и слабые стороны организаций, привлекательность отрасли и условия конкуренции и др. [7]. re202202.4htm00015.jpg В рамках исследования отдельно были обобщены некоторые примеры определений (табл. 1). В настоящее время принята Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. 6, в которой определены приоритетные направления государственной политики для сохранения и укрепления здоровья граждан страны. В неё заложены следующие основные принципы: •соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; •приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; •приоритет охраны здоровья матери и ребёнка; •доступность и качество медицинской помощи; •инновационное развитие медицины; •открытость в диалоге с гражданским обществом. В рамках Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве основополагающих определены принципы охраны здоровья: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, недопустимость отказа в медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны. На современном этапе развития СА в здравоохранении присущи следующие характеристики: •долгосрочность перспектив; •приоритетность; •трудности при анализе, прогнозировании данных [14-16]. Обсуждение СА является современным подходом, определяющим стратегические инициативы и особенности развития регионального здравоохранения с учётом влияния неопределённости на эффективность управленческих решений. В данном контексте понятие СА можно разделить по следующим критериям: объём, важность, качество, объект, предмет и время, оперативность предоставления данных [15, 16]. В соответствии с ГОСТ Р 54147:2010 определены основные термины, связанные с понятием СА, в том числе стратегический план, стратегическая цель, стратегия. Действия по обеспечению эффективности при реализации стратегии были определены в ГОСТ Р ИСО 9004:2010: формулирование стратегии на период; определение взаимосвязанных процессов и индикаторов; проведение постоянного мониторинга и анализа полученных данных. re202202.4htm00017.jpg Теоретические основы стратегии развития здравоохранения заложены в стратегических целях, поставленных перед медицинскими организациями на различных иерархических уровнях, при этом необходимо учитывать преемственность и согласованность задач и в рамках регионального здравоохранения [16, 17]. Таким образом, в основу формирования стратегических целей были положены приоритетные направления развития системы здравоохранения (табл. 2). Пандемия коронавируса внесла новые вызовы и риски в существующую систему здравоохранения, что, несомненно, отразилось на стратегических направлениях, путях и особенностях формирования общественного здоровья на среднесрочную перспективу, показало слабые и сильные стороны, угрозы и возможности [18, 19]. Основными показателями, позволяющими оценить реальную картину в условиях пандемии в системе здравоохранения, являются оперативность принятия соответствующих управленческих решений, комплексность принятия новых нормативно-правовых документов и управленческих решений, степень выполнения и достаточность принятых мероприятий [20, 21]. Тем не менее на региональном уровне реализация стратегии развития здравоохранения осуществляется путём принятия соответствующих государственных программ на уровне органов управления в субъекте РФ, что становится инструментом СА и обеспечивает достижение соответствующих целевых показателей. Заключение Таким образом, на основании проведённого исследования определена ведущая роль СА в рамках формирования общественного здоровья, требующая принятия единого понимания в новых реалиях. В перспективе будет проведена дополнительная работа по расширению методологической основы понятий, что позволит обеспечить преемственность стратегических целей и полученных результатов.Об авторах
В. О. Щепин
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко
А. А. Загоруйченко
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко
Email: zagoranna@mail.ru
Список литературы
- Москалева Е. Г. Стратегический анализ в деятельности фирмы - функция и её организация // Системное управление. 2013. № 2. С. 28.
- Сергеева Н. М. Особенности применения стратегического анализа в учреждениях здравоохранения // Региональный вестник. 2019. № 1. С. 45-47.
- Кузнецова Е. Ю. Современный стратегический анализ: учебное пособие. Екатеринбург; 2016. 131 с.
- Щепин О. П., Жиляева Е. П., Калинина А. М. и др. Терминология по общественному здоровью и здравоохранению. М.; 2008. 107 с.
- Филатов В. Б. Стратегия развития регионального здравоохранения: опыт формирования. М.; 1999. 176 с.
- Соломатина М. В. Анализ проблем реализации целевых региональных программ // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 1. С. 30-33.
- Просалова В. С. Теоретические основы понятия «стратегия» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 19-23.
- Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент. М.; 2005. 368 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.; 2006. 938 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.; 1999. 416 с.
- Фалмер Р. М. Энциклопедия современного управления. М.; 1992. Т. 1. 168 с.
- Портер Е. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.; 2005. 454 с.
- Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.; 1998. 576 с.
- Наджафова М. Н. О применении стратегического планирования в системе здравоохранения // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 10.
- Сергеева Н. М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3. С. 24.
- Бацина Е. А., Попсуйко А. Н., Артамонова Г. В. Применение основ стратегического менеджмента в практике здравоохранения (обзор) // Сибирский медицинский журнал. 2019. Т. 34, № 4. С. 62-71. doi: 10.29001/2073-8552-2019-34-4-62-71
- Орбакай Л. Ж., Тинасилов М. Д. Стратегический менеджмент в здравоохранении // Наука и инновационные технологии. 2018. № 3. С. 57-59.
- Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В. и др. Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса COVID-19 // Менеджер здравоохранения. 2020. № 6. С. 71-78.
- Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В. и др. Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы // Менеджер здравоохранения. 2020. № 5. С. 68-78.
- Тимербулатов В. М., Тимербулатов М. В. Здравоохранение вовремя и после пандемии COVID-19 // Вестник академии наук Республики Башкортостан. 2020. Т. 35, № 2. С. 77-86. doi: 10.24411/1728-5283-2020-10209
- Перхов В. И., Гриднев О. В. Уроки пандемии COVID-19 для политики в сфере общественного здравоохранения // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 206-222. doi: 10.24411/2312-2935-2020-00043