Theoretical substantiation of the concept “strategic analysis in health care” (review of literature)

Abstract


The article provides a theoretical justification of the concept of “strategic analysis” in relation to public health, a brief review of literary sources. The purpose of the study is to analyze existing approaches to priority areas of strategic analysis within the framework of the development of the healthcare system in Russia. The main research methods are the method of studying and generalizing experience, content analysis, comparative analysis. The article analyzed a number of generally accepted definitions, for a deeper study of the methodological basis of the concepts, an assessment and systematization of normative legal documents on strategic goals was carried out. As a result, the main priority directions in the development of healthcare were identified, which will serve as a basis for further analysis in the context of new challenges and realities of the modern world.

Full Text

Введение В контексте решения задачи определения приоритетных направлений в здравоохранении особое значение приобретают методологические основы понятия «стратегический анализ в здравоохранении» (далее - СА). Понятие СА является достаточно широким, поэтому его можно рассматривать как с точки зрения определения места СА в процессе стратегического управления, так и путём раскрытия сути содержания определения [1-4]. Цель исследования - изучение и анализ имеющихся подходов к приоритетным направлениям СА в рамках развития системы здравоохранения в России. Материалы и методы В статье приведён краткий обзор отечественных и иностранных источников литературы, анализ правовых документов, принятых за последние годы в России. Основными методами являлись изучение и обобщение опыта, контент-анализ, сравнительный анализ. Результаты В ходе исследования были проанализированы основы терминологической сущности СА и понятийный аппарат, определяющий его характеристики. По мнению Н. М. Сергеевой, СА - это «способ преобразования данных, полученных в результате анализа внутренней и внешней среды, в совокупность обоснованной информации для принятия стратегических решений» [2]. С точки зрения позиции управления (менеджмента), СА - «это одна из функций стратегического менеджмента, включающая в себя всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды» [3]. Исходя из представленных определений, применительно к общественному здоровью и здравоохранению, было сформировано следующее: СА выступает как информационная платформа для принятия грамотных управленческих решений, основанных на принципах мониторинга. Прослеживается неразрывная связь с такими понятиями, как «стратегия», «стратегическое планирование», «системный анализ», «управление», «концепция», «стратегическая инициатива» [4-7]. Под стратегическим планированием в рамках теории общественного здоровья и здравоохранения понимают «процесс принятия решений, направленный на достижение целей при максимально эффективном функционировании объектов управления, когда предполагаются не только будущие изменения, но и возможные последствия от уже принятых решений» [4, 7]. Системный анализ, в отличие от стратегического, позволяет комплексно изучить объект как системы, цели, функции, структуру и характер обратных связей; управление представлено на уровне отдельных областей, городов, округов как «процесс определения целей, упорядочения и активизации деятельности по их достижению; включает планирование, контроль деятельности и её оценку» [4, 5]. Под «концепцией» как одной из составляющих терминологической сущности СА понимают определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основную точку зрения на предмет, именно концепция впоследствии определяет стратегию дальнейших действий. Cтратегия представляет собой «определение ключевых долгосрочных целей и задач, разработку порядка действий, оптимизация и распределение ресурсов, необходимых для их достижения» [1, 5]. В. Б. Филатовым был упомянут комплекс проблем при разработке стратегии регионального здравоохранения, среди которых были выделены следующие: 1) отсутствие отработанных процедур принятия управленческих решений; 2) отсутствие чёткой организационной технологии подготовки решений; 3) недостаточное владение современными методами стратегического планирования руководством; 4) недостаточное количество информации при планировании на различных уровнях управления; 5) отсутствие специалистов по системному анализу в отрасли управления и др. [5]. Другое определение даётся М. В. Соломатиной: «под стратегией понимается интегрированная модель действий, предназначенная для достижения поставленных целей» [6, 7]. Например, В. С. Просалова выделяет внутренние и внешние факторы, формирующие теоретическую основу понятия «стратегия», к которым относятся состояние экономики, социальные и политические процессы, государственное регулирование, сильные и слабые стороны организаций, привлекательность отрасли и условия конкуренции и др. [7]. re202202.4htm00015.jpg В рамках исследования отдельно были обобщены некоторые примеры определений (табл. 1). В настоящее время принята Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. 6, в которой определены приоритетные направления государственной политики для сохранения и укрепления здоровья граждан страны. В неё заложены следующие основные принципы: •соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; •приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; •приоритет охраны здоровья матери и ребёнка; •доступность и качество медицинской помощи; •инновационное развитие медицины; •открытость в диалоге с гражданским обществом. В рамках Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве основополагающих определены принципы охраны здоровья: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, недопустимость отказа в медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны. На современном этапе развития СА в здравоохранении присущи следующие характеристики: •долгосрочность перспектив; •приоритетность; •трудности при анализе, прогнозировании данных [14-16]. Обсуждение СА является современным подходом, определяющим стратегические инициативы и особенности развития регионального здравоохранения с учётом влияния неопределённости на эффективность управленческих решений. В данном контексте понятие СА можно разделить по следующим критериям: объём, важность, качество, объект, предмет и время, оперативность предоставления данных [15, 16]. В соответствии с ГОСТ Р 54147:2010 определены основные термины, связанные с понятием СА, в том числе стратегический план, стратегическая цель, стратегия. Действия по обеспечению эффективности при реализации стратегии были определены в ГОСТ Р ИСО 9004:2010: формулирование стратегии на период; определение взаимосвязанных процессов и индикаторов; проведение постоянного мониторинга и анализа полученных данных. re202202.4htm00017.jpg Теоретические основы стратегии развития здравоохранения заложены в стратегических целях, поставленных перед медицинскими организациями на различных иерархических уровнях, при этом необходимо учитывать преемственность и согласованность задач и в рамках регионального здравоохранения [16, 17]. Таким образом, в основу формирования стратегических целей были положены приоритетные направления развития системы здравоохранения (табл. 2). Пандемия коронавируса внесла новые вызовы и риски в существующую систему здравоохранения, что, несомненно, отразилось на стратегических направлениях, путях и особенностях формирования общественного здоровья на среднесрочную перспективу, показало слабые и сильные стороны, угрозы и возможности [18, 19]. Основными показателями, позволяющими оценить реальную картину в условиях пандемии в системе здравоохранения, являются оперативность принятия соответствующих управленческих решений, комплексность принятия новых нормативно-правовых документов и управленческих решений, степень выполнения и достаточность принятых мероприятий [20, 21]. Тем не менее на региональном уровне реализация стратегии развития здравоохранения осуществляется путём принятия соответствующих государственных программ на уровне органов управления в субъекте РФ, что становится инструментом СА и обеспечивает достижение соответствующих целевых показателей. Заключение Таким образом, на основании проведённого исследования определена ведущая роль СА в рамках формирования общественного здоровья, требующая принятия единого понимания в новых реалиях. В перспективе будет проведена дополнительная работа по расширению методологической основы понятий, что позволит обеспечить преемственность стратегических целей и полученных результатов.

About the authors

V. O. Shchepin

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


A. A Zagoruychenko

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: zagoranna@mail.ru

References

  1. Москалева Е. Г. Стратегический анализ в деятельности фирмы - функция и её организация // Системное управление. 2013. № 2. С. 28.
  2. Сергеева Н. М. Особенности применения стратегического анализа в учреждениях здравоохранения // Региональный вестник. 2019. № 1. С. 45-47.
  3. Кузнецова Е. Ю. Современный стратегический анализ: учебное пособие. Екатеринбург; 2016. 131 с.
  4. Щепин О. П., Жиляева Е. П., Калинина А. М. и др. Терминология по общественному здоровью и здравоохранению. М.; 2008. 107 с.
  5. Филатов В. Б. Стратегия развития регионального здравоохранения: опыт формирования. М.; 1999. 176 с.
  6. Соломатина М. В. Анализ проблем реализации целевых региональных программ // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 1. С. 30-33.
  7. Просалова В. С. Теоретические основы понятия «стратегия» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 19-23.
  8. Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент. М.; 2005. 368 с.
  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.; 2006. 938 с.
  10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.; 1999. 416 с.
  11. Фалмер Р. М. Энциклопедия современного управления. М.; 1992. Т. 1. 168 с.
  12. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.; 2005. 454 с.
  13. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.; 1998. 576 с.
  14. Наджафова М. Н. О применении стратегического планирования в системе здравоохранения // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 10.
  15. Сергеева Н. М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3. С. 24.
  16. Бацина Е. А., Попсуйко А. Н., Артамонова Г. В. Применение основ стратегического менеджмента в практике здравоохранения (обзор) // Сибирский медицинский журнал. 2019. Т. 34, № 4. С. 62-71. doi: 10.29001/2073-8552-2019-34-4-62-71
  17. Орбакай Л. Ж., Тинасилов М. Д. Стратегический менеджмент в здравоохранении // Наука и инновационные технологии. 2018. № 3. С. 57-59.
  18. Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В. и др. Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса COVID-19 // Менеджер здравоохранения. 2020. № 6. С. 71-78.
  19. Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В. и др. Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы // Менеджер здравоохранения. 2020. № 5. С. 68-78.
  20. Тимербулатов В. М., Тимербулатов М. В. Здравоохранение вовремя и после пандемии COVID-19 // Вестник академии наук Республики Башкортостан. 2020. Т. 35, № 2. С. 77-86. doi: 10.24411/1728-5283-2020-10209
  21. Перхов В. И., Гриднев О. В. Уроки пандемии COVID-19 для политики в сфере общественного здравоохранения // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 206-222. doi: 10.24411/2312-2935-2020-00043

Statistics

Views

Abstract - 321

PDF (Russian) - 101

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies