Психологическое благополучие аспирантов медицинских специальностей

  • Авторы: Казаков А.С.1, Мишарин В.М.2, Кочубей В.В.3, Кочубей А.В.4
  • Учреждения:
    1. Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия
    2. Научно-исследовательский институт пульмонологии, Москва, Россия
    3. Российский университет медицины, Москва, Россия
    4. Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи, Москва, Россия
  • Выпуск: № 1 (2024)
  • Страницы: 79-84
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1683
  • DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2024-28-1-79-84
  • Цитировать

Аннотация


Психологическое благополучие аспирантов влияет на достижение целей обучения, решение о продолжении академической карьеры исследователя, преподавателя. Цель исследования: оценка психологического благополучия аспирантов медицинских специальностей. Материалы и методы. В заочном опросе участвовали 82 аспиранта Академии постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России, из них 44 (53,7%) мужчины. Медианное значение возраста аспирантов — 29 лет (26,0; 49,0). Опрос проведён по русской версии Шевеленковой—Фесенко опросника К. Рифф, варианты ответов для респондентов представлены пятибалльной шкалой Лайкерта. Проведёны тест Колмогорова—Смирнова, частотный анализ по всем шкалам, категориям психологического благополучия, корреляционный анализ Спирмена, U-тест Манна—Уитни, расчет критерия Краскала—Уоллиса. Результаты. Хуже нормативных значений психологическое благополучие и показатели по шкале «позитивное отношение» были у 33 (40,2%) аспирантов, по шкале «автономия» — у 31 (37,8%), «управление средой» — у 35 (42,7%), «личностный рост» — у 20 (24,4%), «цели жизни» — у 25 (30,5%), «самопринятие» — у 37 (45,1%), по категории «баланс аффекта» — у всех аспирантов, «осмысленность жизни» — у 25 (30,5%), «человек, как открытая система» — у 37 (45,1%). Нет корреляции возраста и уровня психологического благополучия в целом, а также по большинству шкал и категорий. Уровни психологического благополучия в целом, по большинству шкал и категорий одинаковы у аспирантов разного пола и года обучения. У аспирантов, работающих анестезиологами-реаниматологами, самый низкий показатель психологического благополучия относительно аспирантов, работающих по иным практическим специальностям (0,021 ≤ р ≤ 0,048). Выводы. Рационально проводить мониторинг психологического благополучия аспирантов с сопоставлением его результатов с академическим прогрессом, а также продолжать поиск факторов, определяющих психологическое благополучие российских аспирантов с целью улучшения результатов их обучения.

Об авторах

Алексей Сергеевич Казаков

Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия

Email: keyprojet@yandex.ru

Виктор Михайлович Мишарин

Научно-исследовательский институт пульмонологии, Москва, Россия

Email: info@pulmonology-russia.ru

Валентин Владимирович Кочубей

Российский университет медицины, Москва, Россия

Email: kochoubey@gmail.com

Аделина Владимировна Кочубей

Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи, Москва, Россия

Email: kochoubeya@gmail.com

Список литературы

  1. Schmidt M., Hansson E. Doctoral students' well-being: a literature review. Int. J. Qual. Stud. Health Well-being. 2018;13(1):1508171. doi: 10.1080/17482631.2018.1508171
  2. Laudel G., Gläser J. From apprentice to colleague: the metamorphosis of early career researchers. Higher Education. 2008;55(3):387—406.
  3. Smith E., Umans T., Thomasson A. Stages of PPP and principal—agent conflicts: the Swedish water and sewerage sector. Public Performance & Management Review. 2018;41(1):100—129.
  4. Stubb J., Pyhältö K., Lonka K. Balancing between inspiration and exhaustion: PhD students’ experienced socio-psychological well-being. Studies in Continuing Education. 2011;33(1):33—50.
  5. Martinez E., Ordu C., Della Sala M. R., McFarlane A. Striving to obtain a school-work-life balance: The full-time doctoral student. Int. J. Doct. Stud. 2013;8:39—59. doi: 10.28945/1765
  6. Lovitts B. E. Leaving the ivory tower: The causes and consequences of departure from doctoral study. Boston; 2001.
  7. Kurtz-Costes B., Helmke L. A., Ulku-Steiner B. Gender and doctoral studies: the perceptions of Ph.D. students in an American university. Gender and Education. 2006;18(2):137—155.
  8. Maysa T. L., Smith B. T. Navigating the doctoral journey. J. Hosp. Librarianship. 2009;9(4):345—361.
  9. Huisman J., de Weert E., Bartelse J. Academic careers from a European perspective: The declining desirability of the faculty position. J. Higher Educ. 2002;73(1):141—160.
  10. Golde C. M. The role of the department and discipline in doctoral student attrition: lessons from four departments. J. Higher Educ. 2005;76(6):669—670.
  11. Gardner S. K. “What’s too much and what’s too little?”: The process of becoming an independent researcher in doctoral education. J. Higher Educ. 2008;79(3):326—350.
  12. Anttila H., Lindblom-Ylänne S., Lonka K., Pyhältö K. The added value of a PhD in medicine-PhD Students’ perceptions of acquired competences. Int. J. Higher Educ. 2015;4(2):172.
  13. Jiranek V. Potential predictors of timely completion among dissertation research students at an Australian faculty of sciences. Int. J. Doct. Stud. 2010;5(1):1—13.
  14. Hunter K. H., Devine K. Doctoral students’ emotional exhaustion and intentions to leave academia. Int. J. Doct. Stud. 2016;11:35—61.
  15. Stankovska G., Angelkoska S., Osmani F., Grncarovska S. P. Job motivation and job satisfaction among academic staff in higher education. Current Business and Economics Driven Discourse and Education: Perspectives from Around the World: BCES Conference Books. 2017;15:159—166.
  16. de Lourdes Machado M., Soares V. M., Brites R. et al. A look to academics’ job satisfaction and motivation in Portuguese higher education institutions. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011;29:1715—1724.
  17. Vera M., Salanova M., Martin B. University faculty and work-related well-being: The importance of the triple work profile. Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2010;8(2):581—602.
  18. Otdelnova K. A. Determination of the required number of observations in social and hygienic studies. Collection of works of the 2nd MMI. 1980;150(6):18—22.
  19. Shevelenkova T. D., Fesenko T. P. Psychological well-being of the individual. Psychological diagnostics. 2005;(3):95—121.
  20. Kochubey A. V., Yarotsky S. Yu., Kochubey V. V. Psychological well-being of the department heads at healthcare organizations. Extreme Medicine. 2022;(2):79—84. doi: 10.47183/mes.2022.021
  21. An H. Y., Chen W., Wang C. W. et al. The relationships between physical activity and life satisfaction and happiness among young, middle-aged, and older adults. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020;17(13):4817. doi: 10.3390/ijerph17134817
  22. Manturova N. E., Kochubey V. V., Kochubey A. V. The competence of plastic surgeons. Bulletin of RSMU. 2018;(2):63—67. DOI: 0.24075/brsmu.2018.023
  23. Appel M. L., Dahlgren L. G. Swedish doctoral students’ experiences on their journey towards a PhD: Obstacles and opportunities inside and outside the academic building. Scand. J. Educ. Res. 2003;47(1):89—110.
  24. Kluger M. T., Townend K., Laidlaw T. Job satisfaction, stress, and burnout in Australian specialist anaesthetists. Anaesthesia. 2003;58(4):339—345. doi: 10.1046/j.1365—2044.2003.03085.x
  25. Pedersen A., FIngeman M. L., Vedsted P. Empathy, burn-out and the use of gut feeling: a cross-sectional survey of Danish general practitioners. BMJ Open. 2018;8(2):С.e020007. doi: 10.1136/bmjopen-2017-020007

Статистика

Просмотры

Аннотация - 9

PDF (Russian) - 5

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Телефон: +7(495) 917-48-86

Редакция

Шерстнева Елена Владимировна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: redactor@remedium-journal.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах