Retrospective analysis of the organization of sanitary and educational activities of pharmacy organizations in the USSR

Abstract


Sanitary education in the USSR was one of the key factors in preserving the health of the population with the mandatory participation of all employees of the healthcare system, including pharmaceutical specialists. The article highlights the contribution of pharmaceutical specialists to the sanitary education of the population of the USSR in retrospect for the period 1917-1991. The main chronological stages of the evolution of sanitary and educational activities in pharmacy organizations are given, as well as an overview of the main regulatory documents regulating this activity and influencing its development and improvement is presented. The publication describes the main types, types, methods and methods of health education with the participation of pharmaceutical specialists in the USSR.

Full Text

Введение Санитарное просвещение - это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни [1]. Санитарное просвещение применительно к системе здравоохранения - это раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, а также государства в целом, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья 34. Великий русский хирург Н. И. Пирогов отмечал в своих трудах: «Будущее принадлежит медицине предупредительной». Активное применение в своей работе специалистами здравоохранения мероприятий профилактической направленности - залог сохранения должного уровня здоровья населения. В целом наличие регулярных, планомерных профилактических мероприятий является точным индикатором социально-экономического, научно-технического и политического уровня развития социума. Санитарное просвещение - законодательно закрепленная обязанность каждого учреждения здравоохранения, требующая участия каждого его специалиста. В основе санитарного просвещения как научно-прикладной сферы лежит опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. Активное использование знаний и навыков в рамках здоровье-ассоциированного поведения личности (санитарная грамотность), без преувеличения играет одну из ключевых ролей в профилактике заболеваний и их раннем выявлении; в корректном использовании фармакотерапии, в том числе в рамках ответственного самолечения; а также может оказывать значительное влияние на тяжесть и длительность заболевания, предупреждение хронизации и, в конечном итоге, на качество жизни пациента и его окружения. Анализ источников литературы показал, что в мировом сообществе конечные потребители товаров аптечного ассортимента, как правило, самостоятельно несут ответственность за сохранность своего здоровья. Согласно данным статистики, население России регулярно обращается к приёму лекарственных препаратов (ЛП) и/или биологически активных добавок как к основному способу сохранения и/или поддержания здоровья; как минимум 95% лечебных назначений приходится на фармакотерапию [2]. На протяжении ХХ-XXI вв. резко увеличивается количество выпущенных на мировой рынок ЛП, а вслед за этим нарастает и количество проблемных ситуаций, связанных с ними: нерациональный выбор ЛП, побочные эффекты ЛП, взаимодействие ЛП между собой и пищей и др. Многие из таких проблем возможно решить или предупредить повышением у населения санитарной грамотности по фармацевтическим вопросам. В этой связи всё более значимой становится роль фармацевтических специалистов в санитарно-просветительской деятельности среди населения. Санитарное просвещение напрямую коррелирует с санитарной грамотностью. Как подчеркивается в реферате Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «грамотность вообще и санитарная грамотность в частности - это фундаментальные составляющие всех усилий по достижению здоровья и благополучия в современном обществе» [4]. Санитарная грамотность подразумевает «наличие у людей знаний, мотивации и умений, необходимых для получения, понимания, оценки и применения медицинской информации с тем, чтобы выносить собственные суждения и принимать решения в повседневной жизни, касающиеся медико-санитарной помощи, профилактики заболеваний и укрепления здоровья, для поддержания или улучшения качества жизни на всех её этапах» 35. Как подчеркивается в документах ВОЗ, «уровень санитарной грамотности населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях во многом есть результат санитарного просвещения» 36. Однако санитарное просвещение (санитарно-просветительская деятельность) не является инновационным аспектом здравоохранения XXI в. На протяжении всего ХХ в. в СССР проводилась планомерная санитарно-просветительская деятельность, в которой участвовали в том числе аптечные учреждения. На всем протяжении существования СССР такая деятельность вариативно развивалась и совершенствовалась с целью формирования здоровья социума в целом и каждого индивидуума в частности. Целью данной работы явился ретроспективный анализ развития санитарно-просветительской деятельности аптечных организаций СССР как части системы здравоохранения. История санитарного просвещения в СССР в 1917-1940 гг. После Октябрьской революции 1917 г. кардинально изменилась структура общественных сословий, органов власти, в том числе ведомств, отвечавших за здравоохранение. С самого начала своей деятельности в роли ведущей политической силы России одной из задач большевиков было сохранение здоровья пролетариата и крестьянства - основных строителей нового социалистического общества. Развитие советской медицины, в том числе профилактической, можно исследовать по сохранившимся нормативно-правовым документам той эпохи (циркуляры, распоряжения, декреты, постановления и т. д.) [3]. В 1917-1918 гг. принимаемые нормативно-правовые документы чаще всего не имели долгосрочного характера, а, скорее, были направлены на решение сиюминутных, безотлагательных задач, стоявших перед системой здравоохранения в то время (организация работы в районах, пострадавших от боевых действий и имевших неблагоприятную эпидемиологическую обстановку; оказание помощи участникам боевых действий и т. д.) [3]. С 1919 г. ситуация меняется. Народному комиссариату здравоохранения РСФСР, образованному 11.07.1918, вменялись задачи охраны здоровья граждан новой страны. Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко уделял профилактическим здоровьесберегающим мероприятиям первостепенное значение. Термин «профилактика» рассматривался Н. А. Семашко как в узком, так и в широком аспекте. В узком смысле он интерпретировал профилактику как комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных в первую очередь на борьбу с эпидемиями и социальными болезнями, а в широком смысле профилактика рассматривалась Н. А. Семашко как совокупность долгосрочных тактических и стратегических мер, направленных на оздоровление населения, предупреждение и профилактику хронических заболеваний, повышение санитарной культуры населения (санитарное просвещение, борьба с вредными привычками), а также подготовку необходимого количества квалифицированных кадров системы здравоохранения [4]. Непреложность личной и общественной профилактики как обязательного компонента в свете представления о «социально-биологической сущности болезней человека» показана в письменных работах и устных докладах Н. А. Семашко и его заместителя З. П. Соловьева [4]. На основании этого понимания первым наркомом здравоохранения был задан вектор развития отечественного здравоохранения, одним из ключевых аспектов которого были профилактические мероприятия [4]. Важно, что санитарное просвещение населения представлялось руководству Народного комиссариата здравоохранения как один из наиболее эффективных способов сохранения и укрепления здоровья рабочего класса. В связи с этим уже на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов Советов в 1918 г. работникам здравоохранения была выставлена цель: «немедленно развить самую широкую санитарно-просветительную деятельность среди населения» [4]. Следует отметить, что в систему здравоохранения входили как медицинские, так и фармацевтические организации. Для выполнения поставленной задачи было необходимо значительно увеличить количество компетентных кадров, принимающих участие в профилактической работе. В связи с этим была существенно перестроена система образования медицинских и фармацевтических работников. Фармацевтические и медицинские специалисты осваивали схожую программу в части санитарно-просветительской работы, обучаясь в медицинских вузах на разных факультетах. Поскольку развитие данного вида деятельности было весьма важно для советского государства, были значительно расширены учебные программы в части вопросов санитарного просвещения населения, введён обязательный курс социальной гигиены. Получая образование в средних и высших учебных заведениях, молодые специалисты готовились не только к борьбе с болезнями, но и к борьбе за оздоровление труда и быта населения, повышение его санитарно-гигиенической грамотности и культуры. Молодые специалисты системы здравоохранения, получившие образование в новых условиях и по новым программам, имеющие знания по санитарно-гигиеническому воспитанию, активно внедряли в повседневную практику профилактические мероприятия [4]. Санитарно-просветительская работа осуществлялась во всех учреждениях системы здравоохранения: как в медицинских, так и в аптечных. Весомая часть санитарно-просветительской работы велась не только на рабочих местах специалистов здравоохранения, в том числе аптечных работников, но и проводилась выездным методом. В молодой стране в 1920-е гг. возникла новая форма учреждений - Дома санитарного просвещения и культуры (ДСП и ДСК) [5, 6]. Специалисты системы здравоохранения являлись обязательными и основными сотрудниками ДСП и ДСК, именно они создавали базис профилактической медицины и санитарно-гигиенической культуры населения. Из архивных данных известно, что в 1924 г. ДСП работали уже в 18 губерниях [5]. В период социалистической индустриализации основными задачами ДСК и ДСП считались повышение уровня санитарной грамотности населения и его культурного уровня, повсеместное внедрение бытовых гигиенических навыков. Значительное место в их деятельности занимали пропаганда гигиенических знаний и навыков, просветительская культурно-оздоровительная и антирелигиозная работа. Основными видами санитарно-просветительской работы в данный период являлись лекции, беседы, кружки и добровольные общества, «суды» над вредными привычками и негативными социально-бытовыми явлениями, театрализованные представления и сценки просветительской тематики. Широко использовались печатные материалы: листовки, брошюры, санбюллетени, стенгазеты. В 1920-1930-е гг. для целей санитарно-просветительской работы также использовалось радио [5]. Санитарно-просветительская работа ДСП и ДСК сохранялась в советский период длительное время, изменяясь под актуальные задачи. В 1920-1935 гг. важным направлением санитарно-просветительской работы с населением также являлось издание специализированной литературы. В конце 1918 г. для целей подготовки и издания необходимой государству литературы была образована издательская секция в Народном комиссариате здравоохранения. Она определила 32 значимые темы для публикаций, среди которых были «аптечное дело» и «санитарное просвещение» [3]. Анализ научных и научно-популярных изданий медицинской направленности того времени показал, что подавляющее большинство изданий составляли небольшие по объёму (до 100 страниц) брошюры, написанные доступным массовому читателю языком [3]. Однако на протяжении 1918-1935 гг. аудитория этих изданий менялась. Так, во время Гражданской войны и в 1920-е гг. основными читателями подобной медицинской литературы были рабочие и крестьяне, поэтому в изданиях тех лет подробно рассказывалось об опасных заболеваниях, а также освещались бытовые медицинские вопросы и вопросы профессиональных болезней. С начала 1930-х гг. под воздействием реформ в сфере профессионального образования массовое распространение получили учебные и методические пособия. На протяжении всего рассматриваемого периода в медицинской литературе одно из основных положений занимала санитарно-гигиеническая тематика, что объяснялось политикой советского государства, направленной на санитарное просвещение населения [3]. Таким образом, вопросам санитарно-гигиенического просвещения, включая вопросы фармацевтического характера, даже в столь непростые годы уделялось первостепенное значение. Следующий этап развития санитарно-просветительской работы, в том числе в аптечных учреждениях, связан с принятием 05.12.1936 Конституции СССР. Статья 14 п. «т» провозглашает, что «ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат установление основных начал в области просвещения и здравоохранения», т. е. законодательно закреплена гегемония официальной власти в сфере просвещения и здравоохранения. В системе здравоохранения СССР свою работу вела и аптечная инспекция. На нее возлагалась в том числе «пропаганда среди врачей, аптечных работников и населения». Следовательно, санитарно-просветительская работа прямо вменялась в обязанность фармацевтических специалистов. История санитарного просвещения в СССР в 1941-1945 гг. Значительные изменения санитарно-просветительская работа претерпела в связи с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. Согласно нормативно-правовым актам того времени все работники органов здравоохранения и лечебно-санитарных учреждений обязаны были вести санитарное просвещение населения в соответствии с возникающими практическими задачами 37. Вполне естественно, что в тот период времени все силы здравоохранения были брошены на решение задач, так или иначе связанных с военной тематикой. Одной из ведущих тем санитарно-гигиенической работы в это время являлась тема предупреждения и борьбы с инфекциями, распространение которых можно было ожидать в условиях эвакуации, скудного питания, на оккупированных территориях; а также первая само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами. В аптеках повсеместно были организованы выставки, витрины, «доски вопросов и ответов», устные консультации. Также практиковалась раздача листовок при выдаче лекарств 38. Кроме того, фармацевтическими работниками широко освещались темы полноценного витаминного, микро- и макронутриентного питания в условиях проблем с продовольствием. Широкое распространение получила тема заготовки дикорастущего лекарственного сырья населением для нужд медицины (обеспечение раненых и выздоравливающих витаминными напитками) и фармации (изготовление и производство галеновых препаратов) [7]. После окончания Великой Отечественной войны в июле 1945 г. в отдельное структурное подразделение Министерства здравоохранения СССР было выделено Главное аптечное управление, функционал которого включал руководство аптечным делом в стране и организацию лекарственного обеспечения населения. В послевоенное время аптечные учреждения продолжили свою санитарно-просветительскую деятельность. История санитарного просвещения в СССР в 1946-1977 гг. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26.11.1948 № 109 «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения» от 1948 г. ознаменовал новый этап в развитии санитарного просвещения. Данный документ определил основное содержание и задачи санитарного просвещения на ближайшие периоды, наметил ряд мероприятий по повышению идейно-политического и методического уровня санитарного просвещения и его организационному укреплению. Его положения являлись руководством к действию всей сети учреждений здравоохранения и всех медицинских и фармацевтических работников. Приказ обязывал «руководителей учреждений здравоохранения планировать, осуществлять, контролировать и учитывать санитарно-просветительную работу как обязательный раздел деятельности каждого учреждения здравоохранения на основе привлечения к этой работе всех специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». Это положение создало предпосылки для дальнейшего развития санитарного просвещения, формирования более массового его характера. В дальнейшем было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14.01.1960 № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР», в котором провозглашалось, что «что постоянная забота о здоровье человека является одной из важнейших задач общественных организаций». Данный документ указывал на ведущее положение органов и учреждений здравоохранения в вопросах повышения санитарной культуры населения и призывал уделять больше внимания на местах вопросам «организации массового движения населения за санитарную культуру». Решать данные вопросы предлагалось несколькими способами, в том числе «значительно расширить сеть аптек». В этом же Постановлении один из пунктов гласил: «обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, Министерство здравоохранения СССР… улучшить постановку пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения и особенно среди учащейся и рабочей молодежи путём использования кино, радио, телевидения, печати, а также путём увеличения выпуска санитарно-просветительной литературы и плакатов». В целях дальнейшего улучшения санитарно-просветительской работы был издан Приказ МЗ СССР от 19.05.1964 г. № 277 «О мерах по дальнейшему улучшению пропаганды медицинских и гигиенических знаний». В Приказе декларируется, что «основной задачей санитарного просвещения является гигиеническое обучение и воспитание населения страны, обеспечивающее повышение уровня его санитарной культуры». Согласно данному нормативному документу, следовало обратить особое внимание «на дальнейшую разработку эффективных методов и средств санитарного просвещения по актуальным вопросам здравоохранения». Роль фармацевтических специалистов в этом вопросе оставалась весьма велика. Аптечные учреждения в полной мере следовали выполнению задач вышеозначенных нормативно-правовых актов, и обязательная санитарно-просветительская деятельность в них велась на регулярной основе. Фармацевтические сотрудники вели широкую просветительскую деятельность на своих рабочих местах (устные беседы, просветительская информация для населения при выдаче ЛП). В аптеках всегда имелись оформленные тематические уголки и витрины, санбюллетени, стенгазеты, стенды, плакаты, бюллетени по вопросам санитарного просвещения. Тематика их менялась с определённой периодичностью в зависимости от сезона. Имелись наглядно оформленные тематические витрины с лекарственными препаратами и товарами аптечного ассортимента. Фармацевтические специалисты активно участвовали в выездных мероприятиях, организуемых в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях, фабриках, заводах, в колхозах и совхозах. В данный период активно вели свою деятельность кружки, школы, общества и другие общественные организации, куда приглашались фармацевтические специалисты для чтения лекций, обсуждения, диспутов санитарно-просветительской направленности. Участвовали фармацевтические специалисты и в санитарно-просветительской деятельности, направленной на широкие слои населения: запись теле- и радиопрограмм просветительской тематики, подготовка печатных материалов (брошюры, листовки, плакаты, агитки и т. п.). Фармацевтические специалисты вели просветительскую деятельность и среди сотрудников системы здравоохранения (врачей и среднего медицинского персонала). Аптечные сотрудники посещали лечебно-профилактические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и другие учреждения здравоохранения с информационно-просветительской целью: ознакомить специалистов системы здравоохранения с новыми ЛП и их рациональным применением, а также правильным документооборотом в отношении ЛП. История санитарного просвещения в СССР в 1977-1991 гг. Следующий этап развития санитарного-просветительской работы можно выделить с принятием в 1977 г. Конституции СССР. В ней вопросы охраны здоровья граждан регламентировались более подробно, чем в предыдущей редакции Конституции, устанавливалось и закреплялось право граждан на охрану здоровья, его сохранение. Такие изменения положительно повлияли на развитие и дальнейшее преобразование существовавшей системы здравоохранения, в том числе в вопросах санитарного просвещения и профилактики. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.12.1976 № 1255 ввёл в действие новую номенклатуру должностей фармацевтических работников и положения о типах аптечных учреждений, их сотрудниках и их должностных обязанностях. Согласно Приказа, санитарно-просветительская работа являлась прямой обязанностью аптечных учреждений и их сотрудников: «центральная районная аптека организует и проводит для аптечных и медицинских работников информационную работу, среди населения - санитарно-просветительную работу». Таким образом, аптечные учреждения полноценно участвовали в санитарно-просветительском комплексе мероприятий, осуществляемых в СССР не только организациями здравоохранения, но и другими структурами (учреждения образования и науки, общественные организации и объединения, добровольные общества и т. д.). Виды, типы, методы и способы санитарно-просветительской деятельности аптечных учреждений в данный период схожи с видами, типами, методами и способами, описанными выше применительно к периоду 1945-1977 гг. Период 1977-1985 гг. можно охарактеризовать как классический период развития социалистического общества. Аптечные учреждения, будучи частью системы здравоохранения СССР, в своем развитии проходили все те же этапы, что и система здравоохранения, и общество в целом. Аптечным учреждениям были присущи все достижения и недостатки советской системы здравоохранения. Санитарно-просветительская работа велась аптечными учреждениями планомерно, на регулярной основе, используя все возможные и доступные на то время средства, способы и методы, включая средства массовой информации и коммуникации. Однако данной системе были присущи и недостатки: косность, неповоротливость, плановый характер просветительской деятельности, который не всегда совпадал с реальными потребностями населения на текущий момент. 15.06.1989 Начальником Главного санитарно-профилактического управления Минздрава РФ была утверждена «Инструкция о работе аптечных учреждений по пропаганде здорового образа жизни населения». Следует отметить, что это один из последних нормативных документов, связанных с санитарным просвещением в СССР. Согласно данной Инструкции «санитарно-просветительская работа является одним из разделов производственной деятельности аптечных учреждений». Планирование и проведение мероприятий по вопросам санитарно-просветительской работы реализовывалось под руководством Центров здоровья, в обязанности которых входило обеспечение техническими средствами пропаганды и координация данной деятельности [8]. Согласно данной Инструкции, основной задачей аптечных учреждений в данной сфере являлось «формирование здорового образа жизни населения как одного из важнейших разделов профилактического направления здравоохранения, совершенствование гигиенического воспитания, повышение уровня санитарной культуры населения, пропаганда знаний по вопросам правильного применения и хранения лекарственных средств». Положения данной Инструкции определяли, что «своевременная и правильная организация санитарно-просветительной работы в аптеках должна способствовать сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению заболеваний, повышению эффективности лечения больных лекарственными средствами». Руководство санитарно-просветительской деятельности должен был осуществлять заведующий аптекой, а проводить её - все сотрудники аптеки. Работа планировалась, исходя из конкретной тематики мероприятий в зависимости от актуальности, особенностей труда и быта отдельных групп населения, уровня их санитарной культуры, санитарно-эпидемиологической обстановки в данной местности и т. д. Основными направлениями работы являлись: •правила приёма лекарственных средств; •правила хранения лекарств в домашних условиях; •лекарственные травы: их применение, хранение, сбор и сушка, ядовитые растения; •целебные свойства минеральных вод и их применение; •значение витаминов для здоровья человека; •профилактика потребления наркотических и токсических средств, борьба с вредными привычками (курение, употребление спиртных напитков и т. п.); •лекарственная болезнь и медикаментозные аллергии; •самолечение и его возможные последствия; •уход за больными; •правила пользования предметами ухода за больными; •оказание доврачебной медицинской помощи; •основные сведения о гигиене быта, питания, отдыха и т. п. Методы и средства, которые должны были использоваться для проведения этой работы: •средства массовой информации (радиовещание, телевидение); •совещания и семинары медицинских и фармацевтических работников, «Дни открытых дверей» в учебных заведениях; •беседы и лекции на предприятиях, учреждениях и организациях, в школах и др.; •групповые и индивидуальные беседы с больными при посещении ими аптек; •средства наглядной агитации - санбюллетени, плакаты, стенды, брошюры, выставки, листовки; •технические средства обучения - фильмы, диафильмы, диапозитивы, магнитофонные записи. С 01.01.1989 Приказом Министерства здравоохранения СССР № 770 Служба санитарного просвещения была реорганизована в Службу формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения - в Центры здоровья. Целью деятельности Службы формирования здорового образа жизни являлось повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия. Заключение Таким образом, на протяжении всего периода существования СССР санитарно-гигиеническому просвещению уделялось достаточно внимания как эффективному способу сохранения здоровья населения страны. Санитарно-гигиеническое просвещение играло важную роль в системе профилактических мер, способствующих предотвращению заболеваемости, укреплению здоровья и активному долголетию населения. Неоспорима и роль аптечных учреждений в санитарно-просветительской работе во времена СССР. В нормативных правовых актах 1917-1991 гг. прослеживается чёткая преемственность в вопросах санитарно-просветительской деятельности учреждений здравоохранения, в том числе аптечных учреждений. К сожалению, после 1991 г. аптечное звено практически выпало из санитарно-просветительской работы с населением. В нормативно-правовых актах декларируется, что профилактические мероприятия, к которым относится и санитарно-просветительская деятельность, является приоритетной и обязательной для учреждений и специалистов здравоохранения. При более детальном рассмотрении выясняется, что обязанности и роль фармацевтических специалистов в санитарно-просветительской деятельности практически упущены, поскольку на текущий момент нет однозначной регламентации в нормативно-правовых документах. Как декларируется в документах Всемирной организации здравоохранения 39, именно за профилактической медициной и санитарным просвещением будущее в вопросах сохранения здоровья наций. В этой связи санитарно-гигиеническому просвещению населения в аптечных организациях требуется придать актуальность и уделять внимание на регулярной основе.

About the authors

T. V. Shestakova

Perm State Pharmaceutical Academy

Email: shestakova.12@mail.ru

References

  1. Костарев В. Г. Гигиеническая оценка факторов риска производственно обусловленных заболеваний работников производств изделий методом порошковой металлургии: дис.. канд. мед. наук. Пермь; 2013.
  2. Кирщина И. А., Солонинина А. В. Профессиональная роль фармацевтических специалистов как аспект социальной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1844.
  3. Пивоваров Н. Ю. Основные тенденции развития научной медицинской литературы в 1918-1935 гг. // История медицины. 2017. Т. 4, № 4. С. 393-402. doi: 10.17720/2409-5583.t4.4.2017.03c
  4. Ванин Е. Ю., Тарасова И. С., Матвеева Е. С. и др. Провозглашение и развитие профилактической направленности как основного принципа отечественного здравоохранения // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 12, № 19. С. 163-166.
  5. Кузыбаева М. П. О новых формах и методах санитарного просвещения в СССР (1920-1940 гг.) // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2014. S1. С. 126-129.
  6. Невоструев Н. А. Первая эпидемиологическая революция и советская модель здравоохранения // История медицины и образования города Перми - три века служения людям: материалы научно-практической конференции. Пермь; 2019. С. 9-23.
  7. Ворожцова Е. С. Вклад Молотовского фармацевтического института в Великую Победу: биографический сборник. Пермь: Пермская государственная фармацевтическая академия; 2020. С. 22-28.
  8. Федина Е. А. Профилактика заболеваний: участие фармацевтических работников. Инновационная наука. 2017. № 12. С. 199-202.

Statistics

Views

Abstract - 60

PDF (Russian) - 5

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies