Peoples preferential provision of medicines, medical devices, specialized health food products: system and regulation in the Perm region

Abstract


The analysis of normative legal acts of federal and regional legislation in the Perm region on the system of providing citizens with medicines, medical devices and health food products was carried out. In the article, the process of organizing preferential drug provision of the population is presented by the authors in the form of a structural-logical diagram with the designation of its stages, the subjects of the system, their interaction and workflow.

Full Text

Введение Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. предусмотрено сохранение государственных гарантий по обеспечению лекарственными препаратами (ЛП) и улучшению доступности ЛП при оказании медицинской помощи 14. В Пермском крае положения данной Стратегии воплощаются путем предоставления мер социальной помощи населению в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. Материалы и методы В ходе комплексного исследования были изучены требования нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение льготных категорий граждан ЛП, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в Пермском крае с использованием следующих методов: аналитического, структурно-логического, ситуационного, группировки и сравнения. Результаты Согласно федеральному законодательству к льготным категориям относятся граждане с правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ) 15, граждане, страдающие заболеваниями, отнесёнными к высокозатратным нозологиям 16, и граждане, включённые в перечень групп населения и категорий заболеваний 17. Граждане с правом на получение государственной социальной помощи в виде НСУ бесплатно обеспечиваются ЛП согласно Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (ЖНВЛП); а также медицинскими изделиями (МИ), включёнными в Перечень МИ, отпускаемых по рецептам на МИ при предоставлении НСУ 18, и специализированными продуктами лечебного питания (СПЛП) в соответствии с Перечнем СПЛП для детей-инвалидов 19. Перечень ЖНВЛП не реже 1 раза в год актуализируется 20 и расширяется за счёт включения как новых наименований ЛП, так и лекарственных форм ранее включенных ЛП. Перечень МИ, отпускаемых по рецептам при предоставлении НСУ, включает иглы инсулиновые, шприц-ручки, инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови 21. Перечень СПЛП для детей-инвалидов формируется с учётом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций по вопросам оказания медицинской помощи, регулярно обновляется и на текущий момент включает 94 наименования продуктов лечебного питания 22. Граждане с высокозатратными нозологиями бесплатно обеспечиваются ЛП согласно Перечню ЛП для лечения данных заболеваний 23. Состав этого Перечня ежегодно расширяется. На 2022 г. в него добавлены препараты для лечения рассеянного склероза (кладрибин), множественной миеломы (помалидомид, иксазомиб) и гемофилии (эфмороктоког альфа). Граждане, льготы которым предоставляются согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, подразделяются на две группы. Первая группа - граждане, которым в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении ЛП и МИ отпускаются бесплатно по рецептам. Во вторую группу отнесены граждане, которым в соответствии с Перечнем групп населения при амбулаторном лечении ЛП отпускаются по рецептам врачей за половину стоимости. Перечень ЛП для обеих групп пациентов установлен «Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утверждённой постановлением Правительства Пермского края 24. Граждане с правом на льготное обеспечение ЛП, МИ, СПЛП далее по тексту статьи будут именоваться пациентами. Министерством здравоохранения Пермского края в 2015 г. утверждены методические рекомендации «Организация работы по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Пермского края» 25, в которых обозначены следующие субъекты системы льготного лекарственного обеспечения: •Министерство здравоохранения Пермского края; •медицинские организации, в которых пациенты получают амбулаторно-поликлиническую помощь по полису обязательного медицинского страхования; •отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю; •уполномоченная фармацевтическая организация, оказывающая услугу по организации льготного лекарственного обеспечения, определённая по результатам открытого конкурса; •пункты отпуска, обеспечивающие пациентов ЛП, МИ и СПЛП. В методических рекомендациях обозначен порядок льготного обеспечения пациентов ЛП, МИ, СПЛП, включающий три этапа, и перечислены функции каждого субъекта данной системы. Изучение функций субъектов системы льготного лекарственного обеспечения позволило нам сгруппировать их и выделить пять основных функций самой системы: re202202.4htm00025.jpg 1. Производственная функция включает формирование заявок на ЛП, МИ и СПЛП, назначение их пациентам, выписывание рецептов и отпуск населению. 2. Логистическая функция предполагает закупку, приём, хранение и управление запасами ЛП, МИ и СПЛП в уполномоченной фармацевтической организации и пунктах обеспечения. 3. Учётно-аналитическая функция заключается в фиксации, обработке и передаче информации об операциях каждого субъекта по мере их совершения, её обобщении для анализа и оценки функционирования системы льготного лекарственного обеспечения и объективного информирования ее субъектов. 4. Информационно-справочная функция необходима для обеспечения пациентов и врачей информацией о наличии или отсутствии ЛП, МИ, СПЛП в пунктах отпуска и предоставления им сведений об адресах пунктов отпуска. 5. Контрольная функция в системе возлагается на Министерство здравоохранения Пермского края для осуществления контроля за своевременным и качественным выполнением функций субъектами системы. Далее описанные функции системы были распределены нами по этапам порядка льготного обеспечения с учетом взаимодействующих на этих этапах субъектов (табл. 1). Для обеспечения потребности пациентов в ЛП, МИ, СПЛП и рационального использования бюджетных средств Министерство здравоохранения Пермского края осуществляет контроль функционирования системы на всех её этапах: •формирование заявок на ЛП, МИ и СПЛП медицинскими организациями; •исполнение поставщиками заключённых государственных контрактов на поставку ЛП, МИ и СПЛП; •фактическое исполнение медицинскими организациями заявок на ЛП, МИ и СПЛП; •деятельность уполномоченной фармацевтической организации в рамках заключённого государственного контракта; •отпуск ЛП и МИ с остаточным сроком годности менее 6 мес 26. Для своевременного обеспечения льготных категорий граждан ЛП и МИ Министерство здравоохранения Пермского края осуществляет мониторинг информации о рецептах, находящихся на отсроченном обслуживании в пунктах отпуска, в том числе рецептов, принятых на отсроченное обслуживание более 10 дней назад 27. В целях реализации персонифицированного учета медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам, и обеспечения своевременного возмещения затрат за оказанную медицинскую помощь с учётом контроля объёмов, сроков, качества и условий её предоставления 28, а также обеспечения согласованности деятельности участников системы льготного лекарственного обеспечения функционирует единая информационно-аналитическая система здравоохранения Пермского края (ЕИАСЗ ПК). Информационный массив ЕИАСЗ ПК включает три регистра (пациенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; пациенты, получающие ЛП, МИ и СПЛП за счёт средств бюджета Пермского края бесплатно или за половину стоимости; пациенты с заболеваниями, отнесёнными к высокозатратным нозологиям), а также регистр медицинских организаций, участвующих в системе льготного лекарственного обеспечения, и регистр медицинских работников, имеющих право назначать ЛП и выписывать льготные рецепты. С 2019 г. проводится совершенствование организационных процессов, осуществляемых посредством ЕИАСЗ ПК, в том числе внедрение системы мониторинга движения ЛП во всех медицинских и фармацевтических организациях 29. Обсуждение На основании анализа и систематизации требований нормативных правовых актов процесс организации обеспечения ЛП, МИ и СПЛП льготных категорий граждан в Пермском крае представлен нами в виде структурно-логической схемы с обозначением этапов процесса обеспечения, субъектов, их взаимодействия и документооборота (рисунок). Ежегодно медицинскими организациями формируются персонифицированные заявки на каждого пациента, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение ЛП, МИ, СПЛП, в соответствии с планом лечения в рамках Перечней в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Данные из персонифицированных заявок аккумулируются в сводную заявку, которая после подписания ответственным лицом, руководителем медицинской организации и руководителем территориального управления по организации медицинской помощи населению в установленный срок передаётся в Министерство здравоохранения Пермского края. На основании сводных заявок медицинских организаций региона Министерство здравоохранения Пермского края организует закупку ЛП, МИ и СПЛП в объёме годовой потребности с учётом остатков в уполномоченной фармацевтической организации, пунктах отпуска и данных по факту отпуска за предыдущий период. Закупка проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства 30. Поставка ЛП, МИ и СПЛП осуществляется в уполномоченную фармацевтическую организацию в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов. Уполномоченная фармацевтическая организация осуществляет приёмку ЛП, МИ и СПЛП, а также их хранение в складских помещениях с соблюдением требований нормативных правовых актов 31. Далее уполномоченная фармацевтическая организация организует доставку в пункты отпуска ЛП, МИ и СПЛП на основании их заявок и по сводному реестру рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании в пунктах отпуска. re202202.4htm00027.jpg Пункты отпуска организуют приёмку ЛП, МИ и СПЛП от уполномоченной фармацевтической организации и обеспечивают соблюдение условий хранения, сохранность и качество ЛП, МИ и СПЛП в соответствии с действующим законодательством 32. Пациент получает рецепт формы бланка № 148-1/у-04(л), выписанный участковым терапевтом или педиатром с помощью программного обеспечения, установленного в медицинской организации. Медицинские работники информируют пациента об адресах пунктов отпуска, участвующих в обеспечении пациентов ЛП, МИ и СПЛП. Далее в пункте отпуска пациенту по рецепту осуществляется отпуск ЛП, МИ и СПЛП согласно требованиям действующего законодательства. С целью своевременного и качественного обеспечения пациентов ЛП, МИ, СПЛП приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 22.05.2013 № СЭД-34-01-06-280 количество пунктов отпуска нормируется в разрезе муниципальных районов, городских округов, районов Пермского городского округа. Отбор пунктов отпуска осуществляется по ряду критериев: наличие действующей лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; наличие отдельных мест хранения ЛП, МИ и СПЛП, включая холодильное оборудование, и отдельного рабочего места фармацевтического работника по их отпуску; количество фармацевтических специалистов, задействованных в отпуске пациентам ЛП, МИ и СПЛП; радиус расположения пункта отпуска от медицинской организации (для городского округа, района Пермского городского округа - не более 1 км; для муниципального района - не более 10 км); площадь пункта отпуска 33. Министерство здравоохранения Пермского края периодически публикует извещения о проведении отбора пунктов отпуска на своем сайте. По состоянию на январь 2022 г. в Пермском крае функционирует 151 пункт отпуска государственной, муниципальной и частной форм собственности (табл. 2). По видам аптечных организаций пункты отпуска представлены 46 аптечными пунктами и 105 аптеками, из них 48 аптек обеспечивают пациентов наркотическими средствами и психотропными веществами. В настоящее время в Пермском крае с учётом динамики заболеваемости ОРВИ и COVID-19 для доступности лекарственной помощи пациентам были внесены изменения в порядок выдачи льготных рецептов на ЛП и порядок их отпуска. re202202.4htm00029.jpg Гражданам из групп риска (возраст старше 60 лет, наличие сопутствующих заболеваний, ограничение двигательной активности) с целью снижения опасности заражения новой коронавирусной инфекцией предоставлена возможность получить льготный рецепт на дому. По номеру телефона, указанному на сайте медицинской организации по месту прикрепления или пребывания пациента, можно вызвать медицинского работника на дом, сообщив данные пациента и цель вызова. Одиноким маломобильным гражданам по согласованию с ними предоставляется возможность доставки льготного рецепта в пункт отпуска с последующей доставкой ЛП на дом из пункта отпуска с помощью волонтёров или социальных работников. Для граждан, имеющих право на предоставление ЛП на льготных условиях, но не входящих в группы риска, с целью минимизации контакта с другими пациентами выписывание льготных рецептов осуществляется отдельно выделенными врачами (фельдшерами). Для граждан, проживающих в сельских территориях Пермского края, организована доставка ЛП по льготным рецептам в фельдшерско-акушерские пункты. Заключение Функционирование системы льготного обеспечения отдельных категорий граждан в Пермском крае реализуется за счёт организации поэтапного взаимодействия ее субъектов при формировании заявок на ЛП, МИ, СПЛП, организации их закупки, хранении и отпуске пациентам с использованием единой информационно-аналитической системы здравоохранения Пермского края. Авторами выделены группы функций системы льготного лекарственного обеспечения: производственная, логистическая, учётно-аналитическая, информационно-справочная, контрольная. Предложена структурно-логическая схема процесса организации обеспечения льготных категорий граждан с учётом этапов, субъектов, их взаимодействия и документооборота. По результатам анализа числа пунктов отпуска ЛП, МИ, СПЛП для льготных категорий граждан установлено, что в Пермском крае функционирует 151 пункт отпуска различных форм собственности, в том числе 48 аптек обеспечивают пациентов наркотическими и психотропными ЛП. Установлено, что в Пермском крае реализован ряд мероприятий для адаптации системы к работе в условиях коронавирусной инфекции для обеспечения социальной защищенности населения.

About the authors

T. L. Maleeva

Perm State Pharmaceutical Academy

Email: tl.maleeva@gmail.com

S. V Shilnikova

Perm State Pharmaceutical Academy


N. V. Novikova

Perm State Pharmaceutical Academy


V. N. Tarasevich

Perm State Pharmaceutical Academy


References

Statistics

Views

Abstract - 2397

PDF (Russian) - 81

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies