A rational approach to the issue of responsible self-treatment through the prism of pharmaceutical counseling
- Authors: Oleinikova T.A.1, Baribina E.S.1
- Affiliations:
- Kursk State Medical University
- Issue: No 1 (2022)
- Pages: 26-29
- Section: Articles
- URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1397
- DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2022-26-1-26-29
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Сложно недооценить роль фармацевтических работников в консультировании посетителей аптек. Зачастую провизор рассматривается как первый специалист системы здравоохранения, к которому можно обратиться за консультативной помощью [1]. Согласно нормативной документации 16, навык профессионального фармацевтического консультирования является одной из основных функций работников аптечных организаций в системе ответственного самолечения [2]. Материалы и методы Проведён анализ современных источников научной литературы и нормативной документации по вопросам правового регулирования фармацевтического консультирования и концепции ответственного самолечения (ОСЛ). В работе использованы методы контент-анализа, логический и ситуационный методы исследования. Результаты и обсуждение Фармацевтическое консультирование подразумевает под собой оказание помощи в подборе препаратов безрецептурного отпуска, в том числе информирование о наличии других торговых наименований, ценах на них, условиях отпуска лекарственных препаратов (ЛП), способах применения и режиме дозирования, взаимодействиях с пищей и другими лекарственными средствами, принятие решения о замене выписанного ЛП на взаимозаменяемый или воспроизведённый [3]. К основным аспектам проведения фармацевтического консультирования относятся: •опрос о состоянии здоровья и жалобах; •указание на необходимость обращения к врачу; •подбор безрецептурного лекарственного средства, в том числе синонимичная замена в рамках международного непатентованного наименования; •схема применения ЛП; •возможные побочные эффекты и противопоказания; •хранение в домашних условиях. Рациональность и перспективность фармацевтического консультирования обусловлены развитием концепции ОСЛ [4]. На сегодняшний день существует множество трактовок термина «самолечение» [5-7]. Согласно определению ВОЗ, ОСЛ предполагает рациональное применение безрецептурных ЛП для профилактики или лечения неосложнённых расстройств здоровья до оказания профессиональной помощи врачом [8]. Выделяют следующие причины, способствующие развитию ОСЛ: •повышение медицинской грамотности населения; •осознанный подход к своему здоровью; •информационная пропаганда эффективности безрецептурных ЛП рекламодателями; •расширенный доступ к информации о ЛП, заболеваниях и способах их лечения; •широкий ассортимент ЛП безрецептурного отпуска [9]. Среди причин снижения обращаемости населения за медицинской помощью выделяют: •проблемы доступности медицинской помощи, в частности, трудности в записи на приём и нехватку врачебного персонала; •некомфортные условия пребывания в медицинском учреждении; •низкую компетентность медицинского персонала [10]. На сегодняшний день концепция ОСЛ признана во многих странах мира, реализация её направлена на сокращение затрат на систему здравоохранения с сохранением качества и доступности помощи [11]. Рациональное внедрение идеи ОСЛ позволит «разгрузить» медицинские организации и снизить нагрузку на врачебный персонал, что обеспечит сохранение финансовых ресурсов на реализацию более важных задач. Причём концепция ОСЛ не исключает необходимости обращения за медицинской помощью и не означает её отсутствие [5, 6, 12]. re202201.4htm00023.jpg В целом, концепцию ОСЛ можно представить как систему факторов или критериев, включающих здоровый образ жизни, эффективное использование лекарственной терапии, самодиагностику, самоконтроль, самолечение, доступ к лекарственному ресурсу и повышение медицинской грамотности (рис. 1). Однако, наряду с внедрением данной концепции, следует помнить о важности своевременного врачебного консультирования, которое обеспечивает предупреждение развития тяжёлых стадий опасных болезней [5, 6]. В большинстве случаев ОСЛ подразумевает использование ЛП для симптоматического лечения, которые воздействуют не на причину, а на следствие заболевания. Как правило, это самостоятельно распознанное человеком незначительное расхождение состояния здоровья с нормой. Для эффективной реализации концепции ОСЛ необходимо определение спектра функциональных состояний, для которых возможно применение данных подходов. К таким состояниям будут относиться расстройства, широко распространённые среди населения и, как правило, не требующие курсового лечения. Наиболее распространёнными ЛП при самолечении являются безрецептурные анальгетики и спазмолитики, пастилки от боли в горле, назальные спреи, ферменты, антациды, жаропонижающие средства и т. д. (рис. 2) [5]. re202201.4htm00025.jpg Среди положительных факторов ОСЛ можно выделить снижение нагрузки на врачей за счёт уменьшения числа пациентов с лёгкими расстройствами, экономию времени пациентом вследствие отсутствия необходимости посещения поликлиники и врача [6, 8, 9, 10, 12]. Однако следует помнить, что нерациональное применение ЛП может оказать существенное влияние на здоровье человека. При приёме любых ЛП важно осознавать риск развития побочных эффектов, возможности появления запущенных форм заболевания и ухудшения состояния вследствие неверной самодиагностики. В среднем период самолечения не должен превышать 3-7 дней. В случае ухудшения состояния, усиления симптомов, появления сильной боли, нежелательных эффектов требуется обязательная консультация врача [5, 9, 13]. В сложившихся условиях ключевая роль в своевременной оценке ситуации и направлении населения за медицинской помощью принадлежит именно провизору. Поэтому важным остается вопрос развития компетенций провизоров в период получения высшего образования, направленных на внедрение модели ОСЛ в фармацевтическую практику [13, 14]. Позиция европейских стран показывает, что провизор - это референт врача по вопросам выбора и рационального применения ЛП. В сферу его компетенций также входит вакцинирование населения, учёт потребностей больного, помощь при ведении больных с хроническими заболеваниями, пропаганда здорового образа жизни, оказание первой помощи и др. [15]. Таким образом, профессиональное консультирование населения по вопросам подбора, взаимозаменяемости и взаимодействия ЛП является одним из ключевых навыков в практической деятельности работников аптечных организаций. Исходя из этого, а также с учётом опыта зарубежных стран установлена целесообразность внедрения в учебный процесс по специальности «фармация» дисциплин, направленных на расширение знаний в области клинической медицины и навыков фармацевтического консультирования, что в результате позволит врачу и провизору коллегиально создавать план лечения [13, 16-18]. Для эффективного использования концепции ОСЛ необходимо изменение критического восприятия фармацевтической помощи со стороны врачебного сообщества. Залогом успешного применения подходов ОСЛ является разумное сочетание компетенций и согласованность профессиональных действий врачей и провизоров. Заключение На сегодняшний день важная роль в аптечных организациях принадлежит информационно-консультационному обеспечению населения. В сложившихся условиях фармацевтического работника можно охарактеризовать как специалиста системы здравоохранения «первого контакта», к которому обращается население при появлении симптомов заболевания. В данном случае провизор может играть ключевую роль в оказании фармацевтической помощи в рамках ОСЛ и обеспечении граждан доступной медицинской информацией. Эффективность разработки и применения концепции ОСЛ для населения доказана данными международных фармакоэкономических исследований. Для реализации алгоритмов ОСЛ требуется не только повышение грамотности населения в области охраны здоровья, но и модификация механизмов модернизации здравоохранения и включение ОСЛ в приоритетные программы его развития. Реконструкция имеющейся практики предоставления медицинской помощи позволит фармацевтическим работникам взять на себя отдельные функции специалистов медицинского профиля и снизить ущерб, причиняемый системе здравоохранения от необоснованного обращения населения в медицинские организации.About the authors
T. A. Oleinikova
Kursk State Medical University
E. S. Baribina
Kursk State Medical University
Email: alena.baribina@yandex.ru
References
- Антропова Г. А., Иванова М. А. Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек // Символ науки. 2016. № 5. С. 202-206.
- Соболева М. С. Опыт внедрения дисциплины «Фармацевтическое консультирование» в процессе обучения будущих работников аптечных организаций // Ремедиум. 2018. № 4. С. 14-17.
- Петрова С., Кононова С, Пономарева А. Фармацевтическое консультирование: эффективность и безопасность // Ремедиум. 2019. № 11. С. 40-46.
- Соболева М. А., Амелина И. В. Возможности фармацевтического консультирования при отпуске и реализации сердечно-сосудистых препаратов // Вопросы обеспечения качества лекарственных средств. 2017. № 2. С. 18-25.
- Толпыгина С. Н., Марцевич С. Ю., Концевая А. В., Драпкина О. М. Ответственное самолечение - основополагающие принципы и место в современной системе здравоохранения // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2018. Т. 14, № 1. С. 101-110.
- Попович Л. Важность ответственного самолечения сегодня не вызывает сомнений ни у кого в мире // Ремедиум. 2020. № 11-12. С. 26-27.
- Мороз Д. И., Мороз Н. А., Халикова А. Р., Ткаченко Е. С., Екимов И. Н. Самолечение в современном обществе: причины и последствия // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 2. С. 18.
- Пономарева А. А., Конышкина Т. М. Оценка роли фармацевтических специалистов в реализации концепции ответственного самолечения // Евразийское научное объединение. 2020. № 11-3. С. 208-211.
- Годовальников Г. В. Самолечение и фармацевтическая помощь // Рецепт. 2014. № 3. С. 17-28.
- Ягудина Р. И., Логвинюк П. А. Единственный «человек в белом халате» на пути ответственного самолечения // Ремедиум. 2018. № 4. С. 8-11.
- Bennadi D. Self-medication: а current challenge //j. Basic Clin. Pharm. 2014. Vol. 5, N 1. P. 19-23.
- Капля-Бубенец В. Ответственное самолечение - осознанный подход к своему здоровью // Ремедиум. 2018. № 4. С. 12-13.
- Эльяшевич Е. Г. Этические проблемы реализации лекарственных средств в аптеке // Вестник фармации. 2015. № 1. С. 5-9.
- Юдакова Т. В., Бирюкова М. В. Этический смысл взаимоотношений провизора и врача // Scientist. 2018. № 1. С. 77-80.
- Урусова Т. И., Резцова Т. В., Ульянов В. О., Куимов М. С. Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом // Молодой ученый. 2020. № 3. С. 119-122.
- Соболева М. А., Амелина И. В. Мировая практика осуществления профессиональных функций фармацевтических работников // Пульс. 2017. № 6. С. 152-157.
- Тарабукина С. М., Дремова Н. Б. Перспективы развития дополнительных профессиональных компетенций фармацевтического персонала // Современная организация лекарственного обеспечения. 2020. № 4. С. 79-81.
- Дремова Н. Б., Коржавых Э. А., Овод А. И. Формирование концепции взаимодействия врача и провизора в терапевтическом процессе пациента // Проблема реализации мультидисциплинарного подхода к пациенту в современном здравоохранении: сборник материалов международной научно-практической конференции; 12 марта 2019 года; Курск; 2019: 14-28.