Российский фармацевтический рынок по итогам I квартала 2021 года
- Авторы: Калинина Н.1, Шестовец А.1
- Учреждения:
- «Эр Эм Аналитика»
- Выпуск: № 2 (2021)
- Страницы: 25-29
- Раздел: Статьи
- URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/850
- DOI: https://doi.org/10.21518/1561-5936-2021-2-25-29
- Цитировать
Аннотация
В связи с сохраняющейся не вполне благоприятной эпидемиологической ситуацией, фармацевтический рынок России по-прежнему остается одним из самых стабильно растущих в рублях. Ажиотажный спрос на ЛП, повышение роли государственного сегмента, увеличение значимости и скорости принятия законодательных инициатив – все эти факторы заметно сказались как на динамике рынка в целом, так и на его конъюнктуре, став для фармы не только испытанием на прочность, но и шансом реализации новых возможностей.
Полный текст
КОММЕРЧЕСКИЙ РЫНОК ЛП: СТАГНАЦИЯ ИЛИ ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ Стоимостной объем коммерческого рынка лекарственных препаратов (ЛП) России по итогам I квартала 2021 г. сократился на 12,1% относительно аналогичного периода предыдущего года, составив 219,3 млрд руб. в ценах закупки (рис. 1)1. Отрицательная динамика аптечных продаж в текущем году обусловлена, с одной стороны, «завышенными» показателями прошлого года – первые три месяца 2020 г. были ознаменованы резким ростом объемов аптечной реализации ЛП, вызванным, в свою очередь, неблагоприятной эпидемической ситуацией. С другой стороны, даже с учетом всех факторов прошлого года, снижение объемов продаж аптечной розницы в текущем году стало самым заметным за последние несколько лет. Для сравнения: объем аптечных продаж лекарств в оптовых ценах за рассматриваемый период всего на 2,1% выше показателей I квартала 2019 г. С учетом инфляции подобную динамику нельзя считать свидетельством роста рынка. В натуральном выражении совокупный объем реализации ЛП снизился до 1 млрд руб., что на 19,9% ниже, чем в I квартале 2020 г. Стоит отметить, что абсолютные значения темпов снижения продаж в сегменте безрецептурных ЛП были выше аналогичных показателей для Rx-препаратов. В стоимостных единицах измерения аптечные продажи в ОТС-сегменте уменьшились на 17,4%, в то время как сокращение объемов реализации рецептурных препаратов составило 6,9%. В упаковках ситуация была аналогичной – темп снижения спроса на безрецептурные ЛП (–24,5%) опережал динамику уменьшения продаж рецептурных средств (–11,1% в упак. за I квартал 2021 г. к I кварталу 2020 г., рис. 1). Общий тренд снижения аптечных продаж ЛП не обошел стороной и ключевые компании-производители. Ни одна из 20 ведущих корпораций не увеличила свои продажи в I квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении. Положительную динамику в рублях (+1,0%) продемонстрировал лидер коммерческого рынка лекарств Bayer Healthcare. Меньшее, чем в среднем по рынку, снижение продаж в стоимостном выражении показали компании «Отисифарм» и Menarini. В натуральном выражении наименьшее сокращение продаж наблюдалось у Bayer Healthcare, «Отисифарм», Teva и Servier (табл. 1). При этом лидирующим производителям ЛП удалось сохранить свои рыночные позиции. По итогам I квартала 2021 г. топ-10 компаний, ранжированные по стоимостному объему продаж, контролируют более 34% коммерческого рынка в рублях и 21% в упаковках. На фоне общего сокращения объема рынка в I квартале 2021 г. необходимо упомянуть группы препаратов, отметившихся ростом продаж в стоимостном выражении и минимальным снижением в натуральном. Это антикоагулятны (АТС-группа B01), продолжившие поступательное увеличение объемов реализации в рублях, и витамины (A11), прирост стоимостного объема продаж которых был во многом обеспечен подъемом спроса на ЛП на основе витамина D. Среди безрецептурных препаратов, вошедших в топ-10 по объему аптечных продаж, положительная динамика в рублях наблюдалась у ЛП Гептрал® (АТС-группа «Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и обмена веществ») и Арбидол® Максимум (J05 «Противовирусные препараты для системного применения»). Меньшее, чем в среднем по коммерческому рынку ЛП, снижение стоимостных объемов реализации отмечалось у препаратов Детралекс® (С05 «Ангиопротекторы»), Пенталгин® (Т02 «Анальгетики»), Эссенциале® Форте Н (А05 «Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей») и Канефрон® (рис. 2). Среди рецептурных препаратов, ставших лидерами в своем сегменте, увеличение продаж было отмечено у Ксарелто® (АТС-группа В01 «Антикоагулянты»), Эликвис® (B01 Антикоагулянты), Прадакса® (B01 Антикоагулянты) и Цераксон® (N06 Психоаналептики) (рис. 3). ГОССЕКТОР: ПО-ПРЕЖНЕМУ ДРАЙВЕР РЫНКА Государственный сегмент продолжает оставаться драйвером роста фармацевтического рынка лекарственных средств. В I квартале 2021 г. государственные заказчики в России увеличили закупки ЛП до 166,9 млрд руб., что на 26,8% больше показателя аналогичного периода прошлого года (рис. 4) Однако динамика в натуральном показателе продолжает оставаться отрицательной: – 5,8%. Согласно данным IQVIA, с января по март 2021 г. объем отгрузок в государственном сегменте достиг 138,9 млн упаковок. Во многих отраслях в России доля импорта остается весьма высокой, исключением не стал и фармрынок, в частности госсектор. Доля отечественных препаратов в стоимостном выражении увеличилась всего на 1,8%, однако в натуральном тренд на сокращение доли препаратов, произведенных на территории России, сохранился: в I квартале 2021 г. рост доли составил –1,1%. Объем потребления препаратов, произведенных на территории России, снизился на 7,3% в упаковках, однако увеличился на рекордные 34,7% в рублях. Затраты на закупку импортных препаратов в натуральном показателе также были ниже уровня I квартала 2020 г. (–1,8%), а в денежном выражении идентично показали положительный прирост продаж (+23,5%). Таким образом, соотношение между отечественными и импортными препаратами в денежном выражении сохранилось в пользу ЛП, завезенных из-за границы. В I квартале 2021 г. 69,1% стоимостного объема приходится на них и только 30,9% – на лекарства, производимые в России (рис. 5). В упаковках совсем иная картина: 72,5% занимают отечественные ЛП и только 27,5% – импортные. В рамках льготных программ на ежегодной основе в проекты бюджетов различных уровней закладываются расходы на закупку для льготных категорий граждан необходимых лекарственных препаратов. Единый регистр пациентов, имеющих право на предоставление льготных лекарственных препаратов, начал действовать с 2021 г. (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 206-ФЗ). Кроме того, в России появился федеральный центр по планированию и организации лекарственного обеспечения граждан, который займется организацией и проведением закупок препаратов в рамках федеральных программ. Речь идет, например, о препаратах для лечения пациентов с орфанными и онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, а также о вакцинах, входящих в «Национальный календарь профилактических прививок». Учреждение также будет вести мониторинг закупок лекарств и прогнозировать потребности регионов в медикаментах. Как отмечают в правительстве, это поможет предотвратить возможные перебои с поставками лекарств и заблаговременно формировать необходимый резерв2. В государственном сегменте основная доля продаж за I квартал 2021 г. приходится на группу противоопухолевых средств3 (рис. 6), которые включают в себя дорогостоящие препараты. За счет увеличения финансирования в госсегменте, суммарный объем потребления ЛП вышеперечисленных групп вырос на 34,2% в руб. и на 32,6% в упак. Основным каналом, за счет которого финансируется отпуск противоопухолевых препаратов, является госпитальный сегмент (искл. ДЛО и РЛО) – 40,3%, региональная льгота – 22,0% и ДЛО – 37,6%. За счет собственных средств потребители закупают только более дешевые иммуномодуляторы. АТС-группы J01 – «Антибактериальные препараты для системного использования» и B01 – «Антикоагулянты» продемонстрировали наибольший прирост продаж в рейтинге, показав хорошую динамику, спровоцированную в т.ч. COVID-19. ЛП данной группы больше всего закупались для нужд больниц – прирост продаж в госпитальном сегменте для группы J01 составил 103,5% в руб., для B01 +02,8%. В рейтинг топ-10 торговых наименований (табл. 2) по итогам I квартала 2021 г. вошло несколько отечественных брендов: Элизария, Октофактор («Генериум»; 2-е и 6-е место соответственно), Ацеллбия – первый российский биоаналог на основе моноклональных антител («Биокад»; 8-е место) и Артлегиа («Р-Фарм»; 9-е место), который стал новичком рейтинга, ворвавшийся в десятку с хорошей динамикой, в т. ч. и благодаря включению данному МНН (олокизумаб) в новый список ЖНВЛП, вступившему в силу с 1 января 2021 г.4 Первую строчку стоимостного рейтинга по-прежнему занимает импортный иммунодепрессивный препарат Ревлимид (+26,6% относительно 1 квартала 2020 г.) производства компании Celgene. Согласно данным IQVIA, наибольший прирост продаж в рейтинге лидирующих брендов в стоимостном выражении показал новый дорогостоящий ЛП для лечения пациентов с диагнозом СМА Спинраза (Johnson & Johnson) (прирост продаж +493,0%).Об авторах
Надежда Калинина
«Эр Эм Аналитика»
Анастасия Шестовец
«Эр Эм Аналитика»