Russian pharmaceutical market as of the first quarter, 2021
- Authors: Kalinina N.1, Shestovets A.1
- Affiliations:
- RM Analytics
- Issue: No 2 (2021)
- Pages: 25-29
- Section: Articles
- URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/850
- DOI: https://doi.org/10.21518/1561-5936-2021-2-25-29
- Cite item
Abstract
Since a partially unfavourable epidemiological situation persists, the Russian pharmaceutical market remains one of the most steadily growing in terms of roubles. Feverish demand for drugs, enhancement of the role of the public segment, increase in importance and speed of adoption of legislative initiatives – all these factors have a significant impact on both the dynamics and conditions of the broader market, becoming not only a strength test for the pharmaceutical industry, but also a chance to implement new opportunities.
Full Text
КОММЕРЧЕСКИЙ РЫНОК ЛП: СТАГНАЦИЯ ИЛИ ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ Стоимостной объем коммерческого рынка лекарственных препаратов (ЛП) России по итогам I квартала 2021 г. сократился на 12,1% относительно аналогичного периода предыдущего года, составив 219,3 млрд руб. в ценах закупки (рис. 1)1. Отрицательная динамика аптечных продаж в текущем году обусловлена, с одной стороны, «завышенными» показателями прошлого года – первые три месяца 2020 г. были ознаменованы резким ростом объемов аптечной реализации ЛП, вызванным, в свою очередь, неблагоприятной эпидемической ситуацией. С другой стороны, даже с учетом всех факторов прошлого года, снижение объемов продаж аптечной розницы в текущем году стало самым заметным за последние несколько лет. Для сравнения: объем аптечных продаж лекарств в оптовых ценах за рассматриваемый период всего на 2,1% выше показателей I квартала 2019 г. С учетом инфляции подобную динамику нельзя считать свидетельством роста рынка. В натуральном выражении совокупный объем реализации ЛП снизился до 1 млрд руб., что на 19,9% ниже, чем в I квартале 2020 г. Стоит отметить, что абсолютные значения темпов снижения продаж в сегменте безрецептурных ЛП были выше аналогичных показателей для Rx-препаратов. В стоимостных единицах измерения аптечные продажи в ОТС-сегменте уменьшились на 17,4%, в то время как сокращение объемов реализации рецептурных препаратов составило 6,9%. В упаковках ситуация была аналогичной – темп снижения спроса на безрецептурные ЛП (–24,5%) опережал динамику уменьшения продаж рецептурных средств (–11,1% в упак. за I квартал 2021 г. к I кварталу 2020 г., рис. 1). Общий тренд снижения аптечных продаж ЛП не обошел стороной и ключевые компании-производители. Ни одна из 20 ведущих корпораций не увеличила свои продажи в I квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении. Положительную динамику в рублях (+1,0%) продемонстрировал лидер коммерческого рынка лекарств Bayer Healthcare. Меньшее, чем в среднем по рынку, снижение продаж в стоимостном выражении показали компании «Отисифарм» и Menarini. В натуральном выражении наименьшее сокращение продаж наблюдалось у Bayer Healthcare, «Отисифарм», Teva и Servier (табл. 1). При этом лидирующим производителям ЛП удалось сохранить свои рыночные позиции. По итогам I квартала 2021 г. топ-10 компаний, ранжированные по стоимостному объему продаж, контролируют более 34% коммерческого рынка в рублях и 21% в упаковках. На фоне общего сокращения объема рынка в I квартале 2021 г. необходимо упомянуть группы препаратов, отметившихся ростом продаж в стоимостном выражении и минимальным снижением в натуральном. Это антикоагулятны (АТС-группа B01), продолжившие поступательное увеличение объемов реализации в рублях, и витамины (A11), прирост стоимостного объема продаж которых был во многом обеспечен подъемом спроса на ЛП на основе витамина D. Среди безрецептурных препаратов, вошедших в топ-10 по объему аптечных продаж, положительная динамика в рублях наблюдалась у ЛП Гептрал® (АТС-группа «Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и обмена веществ») и Арбидол® Максимум (J05 «Противовирусные препараты для системного применения»). Меньшее, чем в среднем по коммерческому рынку ЛП, снижение стоимостных объемов реализации отмечалось у препаратов Детралекс® (С05 «Ангиопротекторы»), Пенталгин® (Т02 «Анальгетики»), Эссенциале® Форте Н (А05 «Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей») и Канефрон® (рис. 2). Среди рецептурных препаратов, ставших лидерами в своем сегменте, увеличение продаж было отмечено у Ксарелто® (АТС-группа В01 «Антикоагулянты»), Эликвис® (B01 Антикоагулянты), Прадакса® (B01 Антикоагулянты) и Цераксон® (N06 Психоаналептики) (рис. 3). ГОССЕКТОР: ПО-ПРЕЖНЕМУ ДРАЙВЕР РЫНКА Государственный сегмент продолжает оставаться драйвером роста фармацевтического рынка лекарственных средств. В I квартале 2021 г. государственные заказчики в России увеличили закупки ЛП до 166,9 млрд руб., что на 26,8% больше показателя аналогичного периода прошлого года (рис. 4) Однако динамика в натуральном показателе продолжает оставаться отрицательной: – 5,8%. Согласно данным IQVIA, с января по март 2021 г. объем отгрузок в государственном сегменте достиг 138,9 млн упаковок. Во многих отраслях в России доля импорта остается весьма высокой, исключением не стал и фармрынок, в частности госсектор. Доля отечественных препаратов в стоимостном выражении увеличилась всего на 1,8%, однако в натуральном тренд на сокращение доли препаратов, произведенных на территории России, сохранился: в I квартале 2021 г. рост доли составил –1,1%. Объем потребления препаратов, произведенных на территории России, снизился на 7,3% в упаковках, однако увеличился на рекордные 34,7% в рублях. Затраты на закупку импортных препаратов в натуральном показателе также были ниже уровня I квартала 2020 г. (–1,8%), а в денежном выражении идентично показали положительный прирост продаж (+23,5%). Таким образом, соотношение между отечественными и импортными препаратами в денежном выражении сохранилось в пользу ЛП, завезенных из-за границы. В I квартале 2021 г. 69,1% стоимостного объема приходится на них и только 30,9% – на лекарства, производимые в России (рис. 5). В упаковках совсем иная картина: 72,5% занимают отечественные ЛП и только 27,5% – импортные. В рамках льготных программ на ежегодной основе в проекты бюджетов различных уровней закладываются расходы на закупку для льготных категорий граждан необходимых лекарственных препаратов. Единый регистр пациентов, имеющих право на предоставление льготных лекарственных препаратов, начал действовать с 2021 г. (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 206-ФЗ). Кроме того, в России появился федеральный центр по планированию и организации лекарственного обеспечения граждан, который займется организацией и проведением закупок препаратов в рамках федеральных программ. Речь идет, например, о препаратах для лечения пациентов с орфанными и онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, а также о вакцинах, входящих в «Национальный календарь профилактических прививок». Учреждение также будет вести мониторинг закупок лекарств и прогнозировать потребности регионов в медикаментах. Как отмечают в правительстве, это поможет предотвратить возможные перебои с поставками лекарств и заблаговременно формировать необходимый резерв2. В государственном сегменте основная доля продаж за I квартал 2021 г. приходится на группу противоопухолевых средств3 (рис. 6), которые включают в себя дорогостоящие препараты. За счет увеличения финансирования в госсегменте, суммарный объем потребления ЛП вышеперечисленных групп вырос на 34,2% в руб. и на 32,6% в упак. Основным каналом, за счет которого финансируется отпуск противоопухолевых препаратов, является госпитальный сегмент (искл. ДЛО и РЛО) – 40,3%, региональная льгота – 22,0% и ДЛО – 37,6%. За счет собственных средств потребители закупают только более дешевые иммуномодуляторы. АТС-группы J01 – «Антибактериальные препараты для системного использования» и B01 – «Антикоагулянты» продемонстрировали наибольший прирост продаж в рейтинге, показав хорошую динамику, спровоцированную в т.ч. COVID-19. ЛП данной группы больше всего закупались для нужд больниц – прирост продаж в госпитальном сегменте для группы J01 составил 103,5% в руб., для B01 +02,8%. В рейтинг топ-10 торговых наименований (табл. 2) по итогам I квартала 2021 г. вошло несколько отечественных брендов: Элизария, Октофактор («Генериум»; 2-е и 6-е место соответственно), Ацеллбия – первый российский биоаналог на основе моноклональных антител («Биокад»; 8-е место) и Артлегиа («Р-Фарм»; 9-е место), который стал новичком рейтинга, ворвавшийся в десятку с хорошей динамикой, в т. ч. и благодаря включению данному МНН (олокизумаб) в новый список ЖНВЛП, вступившему в силу с 1 января 2021 г.4 Первую строчку стоимостного рейтинга по-прежнему занимает импортный иммунодепрессивный препарат Ревлимид (+26,6% относительно 1 квартала 2020 г.) производства компании Celgene. Согласно данным IQVIA, наибольший прирост продаж в рейтинге лидирующих брендов в стоимостном выражении показал новый дорогостоящий ЛП для лечения пациентов с диагнозом СМА Спинраза (Johnson & Johnson) (прирост продаж +493,0%).About the authors
Nadezhda Kalinina
RM Analytics
Anastasiya Shestovets
RM Analytics