Опыт использования VR-технологий в подготовке специалистов в области фармации

  • Авторы: Глухова А.А.1, Крашенинников А.Е.2, Рожнова С.А.1
  • Учреждения:
    1. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия
    2. Автономная некоммерческая организация «Национальный Научный центр Фармаконадзора», г. Москва, Россия
  • Выпуск: № 3 (2025)
  • Страницы: 321-325
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1806
  • DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2025-29-3-321-325
  • Цитировать

Аннотация


Профессиональное обучение с использованием в VR является трендом в современном мире, что оказало влияние на создание программ с использованием иммерсивной технологии. Анализ информации, опубликованной в открытых литературных источниках, показал широкое применение программ виртуальной реальности в подготовке работников здравоохранения и фармацевтической индустрии. В статье представлен обзор результатов и перспектив применения данных технологий для подготовки специалистов в фармации. Цель работы — обзор литературных данных по результатам опыта применения VR-технологий при подготовке специалистов в сфере фармацевтического образования. Задачи — провести анализ полученных данных и выявить наиболее перспективные подходы в практике подготовки специалистов в области фармации. Материалы и методы: обзор литературных источников проводился с использованием анализа, деконструкции, дискриптивного, диахронического и аспектного методов информационных баз Elibrary, Pubmed, Scopus, Cyberleninka. Результаты и обсуждение: обзор информационных источников показал, что VR-технологии при подготовке специалистов в области фармации нашли свое применение на практике. Опыт использования иммерсивного образования был использован в направлениях: в сестринском, в медицинском, в хирургическом. Однако, в сравнении с подготовкой специалистов для других отраслей, для фармацевтического образования данный опыт носит пилотный характер. Кроме того, информации об использовании подобных технологий для программ специалитета «33.05.01 Фармация» в российских учебных заведениях в открытых источниках не обнаружено. Учитывая разнообразие направлений современной фармации и необходимости поиска новых образовательных подходов при подготовке фармацевтических работников, считаем рациональным и эффективным более широкое использование опыта применения VR-технологий в учебном процессе как по программам среднего и высшего образования, так и программам постдипломного обучения специалистов в области обращения лекарственных средств.

Об авторах

Ангелина Андреевна Глухова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

Email: juzzromero@ya.ru

Анатолий Евгеньевич Крашенинников

Автономная некоммерческая организация «Национальный Научный центр Фармаконадзора», г. Москва, Россия

Email: anatoly.krasheninnikov@drugsafety.ru

Светлана Александровна Рожнова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

Email: sar1511@yandex.ru

Список литературы

  1. I. V. Grigorieva, R. S. Fedchenko. Application of virtual reality (VR) and augmented reality (AR) technologies in education (literature review). Russian Journal of Education and Psychology. 2023;14(2—2):24 (In Russ.). doi: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-2-24-30
  2. Hanco M. D. VR and AR-technologies in the educational process. Ethnosociety and interethnic culture. 2023;8(182):120—125 (In Russ.).
  3. Rakhmonov A. B. Introduction of virtual reality in the educational process: advantages and disadvantages. European science. 2020;5(54):39—41 (In Russ.).
  4. Kolesnikova A. G. Digital technologies in higher education: on the issue of using VR/AR in the educational process of future historians. Original research. 2022;12(11):225—226.
  5. Leanne Coyne PhD, Thayer A. Merritt BS, Brittany L. Parmentier PharmD, Rachel A. Sharpton PharmD, Jody K. Takemoto PhD, The Past, Present, and Future of Virtual Reality in Pharmacy Education. American Journal of Pharmaceutical Education. 2019;83(3):281.
  6. Samara State Medical University of the Russian Ministry of Healthcare has created a virtual system for teaching students using VR technologies. Weblog. Available from https://minzdrav.gov.ru/regional_news/20264-v-samarskom-gosudarstvennom-meditsinskom-universitete-minzdrava-rossii-sozdali-virtualnuyu-sistemu-dlya-obucheniya-studentov-s-pomoschyu-vr-teh-nologii [Accessed: 21.05.2025].
  7. Mergen M., Meyerheim M., Graf N. Reviewing the current state of virtual reality integration in medical education—a scoping review protocol. Systematic Reviews. 2023;12(1):97.
  8. V. A. Bairova, B. B. Bairov, E. Yu. Davashkin [et al.]. Application of VR and AR technologies in the system of secondary vocational education. Advances in the Humanities. 2022;(12):248.
  9. Liu K, Zhang W, Li W, Wang T, Zheng Y. Effectiveness of virtual reality in nursing education: a systematic review and meta-analysis. BMC Med Educ. 2023;23(1):710. doi: 10.1186/s12909-023-04662-x.
  10. Haowen J, Vimalesvaran S, Myint Kyaw B, Tudor Car L. Virtual reality in medical students' education: a scoping review protocol. BMJ Open. 2021;11(5):e046986. doi: 10.1136/bmjopen-2020-046986.
  11. Chen G, Zhao Y, Xie F, Shi W, Yang Y, Yang A, Wu D. Educating Outpatients for Bowel Preparation Before Colonoscopy Using Conventional Methods vs Virtual Reality Videos Plus Conventional Methods: A Randomized Clinical Trial. JAMA Netw Open. 2021;4(11):e2135576. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2021.35576.
  12. Mao RQ, Lan L, Kay J, Lohre R, Ayeni OR, Goel DP, Sa D. Immersive Virtual Reality for Surgical Training: A Systematic Review. J Surg Res. 2021;(268):40—58. doi: 10.1016/j.jss.2021.06.045.
  13. Using virtual reality (VR) in professional training. Weblog. Available from https://uckadru.ru/ispolzovanie-virtualnoj-realnosti-vr-v-professionalnoj-podgotovke/ [Accessed: 21.05.2025].
  14. Bakhrushina E. O., Melnik E. V., Gegechkori V. I., Ramenskaya G. V. Virtual reality technologies in teaching students majoring in Pharmacy. Virtual technologies in medicine. 2023;(3).
  15. Kutateladze, G. R. T. N. Penzina, N. S. Timchenko. Virtual reality technology in training pharmacists at the stage of professional training. Professional education in Russia and abroad. 2023; 1 (49): 38—46.
  16. The Eurasian Academy of Good Practices presented a virtual pharmaceutical plant. Pharmaceutical Bulletin. erid: 2VfnxwWtbZr. Available from https://pharmvestnik.ru/content/news/Evraziiskaya-akademiya-nadlejashii-praktik-predstavila-virtualnyi-farmacevticheskii-zavod.html [Accessed: 21.05.2025].
  17. Mergen M., Meyerheim M., Graf N. Reviewing the current state of virtual reality integration in medical education—a scoping review protocol. Systematic Reviews. 2023;12(1):97.
  18. Nora Alkhudair, Fatma Alrayes, Dalal Alsehli, Shahad AlRayes, Virtual reality in experiential pharmacy education: A quasi-experimental study. Saudi Pharmaceutical Journal, 2024;32(5): 102028.
  19. Timokhina A. V. Competence-based approach in the formation of professional orientation of future pharmacists. New psychology of professional work of a teacher: from unstable reality to sustainable development. 2021;(1):164—167.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 11

PDF (Russian) - 7

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Телефон: +7(495) 917-48-86

Редакция

Шерстнева Елена Владимировна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: redactor@remedium-journal.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах