Обзор и сравнение имеющихся практик реализации муниципальных программ укрепления общественного здоровья

  • Авторы: Ланг А.А.1, Мыльникова Д.Г.2
  • Учреждения:
    1. Красноярский краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики, Красноярск, Россия
    2. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия
  • Выпуск: № 3 (2023)
  • Страницы: 214-220
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1656
  • DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2023-27-3-214-220
  • Цитировать

Аннотация


В условиях снижения компетенций властей муниципальных образований и ограничения финансирования сектора регионального здравоохранения муниципальные программы укрепления общественного здоровья остаются одними из приоритетных мер реализации популяционной профилактики. Литературный обзор составлен по электронным базам данных PubMed и eLibrary. Глубина поиска — 15 лет. Были отобраны и проанализированы публикации, описывающие политику, программы и проекты, реализованные в муниципалитетах России и зарубежных странах. В целом позиции исследователей можно разделить на две условные группы: к первой относятся программы, исключающие децентрализацию. Во вторую группу — типологизированные для конкретного муниципалитета с учётом медико-демографических особенностей. Структурно муниципальные программы можно классифицировать по четырём направлениям. Результаты многочисленных публикаций указывают на то, что самые эффективные программы получаются с учётом процесса децентрализации, при расширении сферы влияния муниципальных властей и учётом конкретных детерминант общественного здоровья в муниципальном районе.

Об авторах

Антон Анатольевич Ланг

Красноярский краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики, Красноярск, Россия

Email: oogenez@bk.ru

Дарья Геннадьевна Мыльникова

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия

Email: daryavishnyakova@mail.ru

Список литературы

  1. Green L. W., Kreuter M. W. Health program planning?: an educational and ecological approach. 4th ed. Boston u.a.: McGraw-Hill; 2005.
  2. Dahlgren G., Whitehead M. The Dahlgren-Whitehead model of health determinants: 30 years on and still chasing rainbows. Public Health. 2021;199:20—24. doi: 10.1016/j.puhe.2021.08.009
  3. Kickbusch I. Healthy societies: addressing 21st century health challenges. Adelaide Thinker in Residence. Adelaide, 2008. 752 p.
  4. Zinovyeva V. A., Popovich M. V., Kontsevaya A. V. et al. Can municipal health promotion programs improve the health of the population? Review of foreign practices. Profilakticheskaya Meditsina. 2021;24(5):103—110. (In Russ.) doi: 10.17116/profmed202124051103
  5. Manshina A. V., Popovich M. V., Drapkina O. M. Some approaches to evaluating noncommunicable disease prevention programs and promoting a healthy lifestyle. Profilakticheskaya Meditsina. 2020;23(2):72—77. (In Russ.) doi: 10.17116/profmed20202302172
  6. Bloch P., Toft U., Reinbach H. C. et al. Revitalizing the setting approach — supersettings for sustainable impact in community health promotion. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2014;11:118. doi: 10.1186/s12966-014-0118-8
  7. Collins P. A., Hayes M. V. The role of urban municipal governments in reducing health inequities: A meta-narrative mapping analysis. Int. J. Equity Health. 2010;9:13. doi: 10.1186/1475-9276-9-13
  8. Brandily P., Brébion C., Briole S., Khoury L. A poorly understood disease? The unequal distribution of excess mortality due to COVID-19 across French municipalities. European Economic Review 2020. doi: 10.1101/2020.07.09.20149955
  9. Shevchenko V. V., Yamschikov A. S. Some aspects of the distinction between the controlling authorities and local self-government in the field of public health protection. Healthcare Manager. 2012;2:6—12. (In Russ.)
  10. Panda B., Thakur H. P. Decentralization and health system performance — a focused review of dimensions, difficulties, and derivatives in India. BMC Health Services Research. 2016;16(6):561. doi: 10.1186/s12913-016-1784-9
  11. Merzel C, D’Afflitti J. Reconsidering Community-Based Health Promotion: Promise, Performance, and Potential. Am. J. Public Health. 2003;93(4):557—574. doi: 10.2105/ajph.93.4.557
  12. Cheadle A., Atiedu A., Rauzon S. et al. A Community-Level Initiative to Prevent Obesity: Results From Kaiser Permanente's Healthy Eating Active Living Zones Initiative in California. Am. J. Prev. Med. 2018;54(5):150—159. DOI: 10.1007/s 10.1016/j.amepre.2018.01.024
  13. Minkler M., Estrada J., Dyer S. et al. Healthy retail as a strategy for improving food security and the built environment in San Francisco. Am. J. Public Health. 2019;109(2):137—140. doi: 10.2105/ajph.2019.305000
  14. Thomas M. M., Hodge W., Smith B. J. Building capacity in local government for integrated planning to increase physical activity: evaluation of the VicHealth MetroACTIVE program. Health Promotion International. 2009;24(4):353—362. doi: 10.1093/heapro/dap035
  15. Bai Y., Zhang Y., Zotova O. et al. Healthy cities initiative in China: Progress, challenges, and the way forward. Lancet Reg. Health West Pac. 2022;27:100539. doi: 10.1016/j.lanwpc.2022.100539
  16. Trubitsyna I. P., Bondina V. M. Implementation of priority national projects «Health care» and «Demography» in the Krasnodar Territory. Topical issues of public health and health care at the level of the subject of the Russian Federation: materials of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation). Irkutsk: Irkutsk Scientific Center for Surgery and Traumatology. 2021;1:358—362. (In Russ.)
  17. Konovalova M. S. Analysis of the municipal program «Development of the educational system of the urban district of Togliatti for 2017—2020. Karelian scientific journal. 2017;4(21):200—203. (In Russ.)
  18. Kulagina Yu. A. Development of program management for the prevention of public health in the city of Khabarovsk. Power and management in the East of Russia. 2018;4(85):137—143. (In Russ.) doi: 10.22394/1818-4049-2018-85-4-137-143
  19. Stolyarova E. A., Duisenbaev N. N. Results of the implementation of the applicable strengthening programs «In the public health of the population of the Sakhalin region for 2020—2024» for 2020. Bulletin of Public Health and Health of the Far East of Russia. 2021;1(42):24—42. (In Russ.) doi: 10.35177/2226-2342-2021-1-3
  20. Faguet J-P. Does decentralization increase government responsiveness to local needs? Evidence from Bolivia. J. Public Econ. 2004;88(3—4):867—893. doi: 10.1016/S0047-2727(02)00185-8
  21. Akin J., Hutchinson P., Strumpf K. Decentralisation and government provision of public goods: The public health sector in Uganda. J. Dev. Stud. 2005;41(8):1417—1443. doi: 10.1080/00220380500187075
  22. Jimenez D., Smith P. C. Decentralisation of health care and its impact on health outcomes. Discussion Papers in Economics, Department of Economics and Related Studies. York; 2005.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Телефон: +7(495) 917-48-86

Редакция

Шерстнева Елена Владимировна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: redactor@remedium-journal.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах