Научное обоснование возможности интегрированного межведомственного управления противодействием глобальным биорискам в общественном здоровье (на примере пандемии COVID-19)

Аннотация


Проведена оценка эффективности принятых мер по стабилизации и снижению заболеваемости COVID-19 на фоне изучения основных ресурсных показателей здравоохранения и взаимодействия с другими секторами экономики.Основные результаты проведённого исследования позволили установить новые теоретические данные о понятии «биологическая безопасность», которое трактуется федеральным законом как «состояние защищённости населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска», а применённый комплекс мер управляющего воздействия может быть оценён как типовой при подобных глобальных биовызовах. Полученные результаты дают возможность полагать, что в целом государственное управление в сфере общественного здравоохранения существенно ориентировано на локализацию рисков, что соответствует стратегическим задачам и целям страны.

Полный текст

Введение Впервые Китайская Народная Республика сообщила ВОЗ о появлении ранее неизвестного инфекционного заболевания, протекавшего в виде синдрома пневмоний в г. Ухань 31.12.2019 12. Быстро распространившись в масштабе эпидемии в Китае, уже через месяц болезнь диагностирована в 18 странах мира, на основании чего данная «ситуация верифицирована ВОЗ как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения международного значения» 13. 30.01.2020 Всемирная организация здравоохранения обозначила чрезвычайную ситуацию в сфере общественного здравоохранения, обладающую масштабами международного значения. В связи с активным распространением коронавируса каждая страна должна была предпринять решительные усилия по его сдерживанию. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) стала глубокой проблемой для устоявшихся систем здравоохранения всех государств и требует пристального внимания к таким аспектам общественного здравоохранения, как межведомственное управление в чрезвычайной ситуации. re202203.4htm00011.jpg В России в целях организации основ государственной политики России в области обеспечения химической и биологической безопасности в декабре 2020 г. был принят законопроект «О биологической безопасности Российской Федерации» 14. По мнению учёных, данный нормативно-правовой акт послужил первым этапом по заполнению правового пробела: «отсутствия в России комплексного регулирования вопросов обеспечения биобезопасности как системы мер, функционирующей через взаимодействие федеральных органов государственной власти в целях противодействия возможному появлению биологических угроз» [1]. Материалы и методы Научно-теоретический анализ, обобщение законодательных нормативно-правовых актов, методической литературы позволили обозначить объект, предмет, цель исследования, а также определить его задачи: 1.Изучить научно-методические подходы к анализу риска нарушений популяционного здоровья в связи с глобальными биовызовами для решения стратегических задач государственного управления в сфере общественного здравоохранения. 2.Оценить результаты межведомственного взаимодействия для обеспечения биологической безопасности населения с целью предупреждения распространения COVID-19 на национальном, региональном, местном и субъектовом уровнях. 3.На примере вакцинации против COVID-19 изучить механизм формирования программы иммунопрофилактики. 4.Разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию межведомственного управления профилактикой и коррекцией возникновения рисков нарушения общественного здоровья в связи с глобальными биовызовами (на примере пандемии COVID-19). Результаты Научная новизна результатов исследования заключается в получении теоретических данных, обосновывающих системный межотраслевой подход к стабилизации и снижению заболеваемости COVID-19 на основе залога надёжной деятельности органов государственной власти в экстремальных ситуациях биологического происхождения. Для снижения риска здоровью населения необходимо принятие межведомственных (межсекторальных) решений (социальные, юридические, экономические, нормативные и политические) на национальном, региональном и местном уровнях [2]. В свою очередь, совершенствование методологии оценки риска на уровне популяционного здоровья требует создания и совершенствования соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы управления риском. Согласно Конституции РФ, общепризнанными принципами и международными нормами всем гражданам гарантируется право на охрану здоровья. При этом многими исследователями неоднократно высказана позиция о реализации межведомственного взаимодействия по охране здоровья населения в Российской Федерации [3-5]. Медико-биологический вызов выражается в росте числа новых заболеваний, увеличении числа резистентных ко всем известным лекарственным средствам штаммов бактерий и вирусов [6]. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ определено правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 15. На федеральном уровне подсистема объединяет органы и учреждения центрального подчинения и ведомства (рис. 1). В соответствии с поставленными задачами содержательному анализу была подвергнута правовая нормативная база, касающаяся аспектов охраны здоровья населения в условиях распространения COVID-19 за 2020 г. Структуру нормативных правовых актов по времени введения в действие можно отразить схематично. По месяцам проанализированы Постановления и Распоряжения Правительства РФ, Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ (рис. 2). Основным периодом разработки и принятия нормативных правовых актов явился первый квартал 2020 г., что говорит об оперативности принятия управленческих решений. Сетевой анализ направленности федеральных актов нормативно-правового регулирования показал, что Правительство разработало комплексный пакет мер (рис. 3). Анализ нормативных правовых актов управления общественным здравоохранением, принятых Правительством РФ в условиях пандемии COVID-19, показал, что большую роль в обеспечении санитарно-эпидемиологической благополучия выполняла Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая выступала как регулятор в области общественного здравоохранения. Так, последние законодательные акты и указы Президента РФ в значительной степени усиливают управленческую компоненту, направленную на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны [7, 8]. Несомненно, требуется продолжение изучения списка заинтересованных в охране здоровья населения служб и ведомств, а также определение роли каждого из них. Исследователи высказываются о необходимости межсекторального взаимодействия в управлении рисками (рис. 4), а также подчеркивают значимость решения данных проблем в условиях глобального вызова общественному здравоохранению в связи с возникновением пандемии COVID-19. В ходе проведенного исследования продемонстрирована необходимость расширения использования интегрированной системы управления популяционными рисками на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне субъектов, что является приоритетом реализации политики, проводимой в России. Межведомственное взаимодействие органов публичной власти в целях снижения рисков биологических угроз нашло отражение в Указе Президента РФ от 04.01.2021 № 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний» 16. Отработаны принципы мобилизационной готовности, важные применительно не только к эпидемиям, но и чрезвычайным ситуациям в целом. Системный межотраслевой подход государственного управления в чрезвычайных ситуациях биологического происхождения является одной из эффективных мер по стабилизации и снижению заболеваемости COVID-19. Данный принцип нашел свое отражение в Национальном плане по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, о практически полной реализации которого 15.07.2020 заявила Т. А. Голикова в своём выступлении на заседании Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России 17. На основе анализа нормативных правовых актов, принятых Правительством РФ в 2020 г., можно утверждать о существенных финансовых инвестициях в здравоохранение, а именно в создание новых вакцин. Уже в 2020 г. стало очевидным, что одних ограничительных мероприятий будет недостаточно для борьбы с пандемией. Именно реализация вакцинопрофилактики COVID-19 стала ярким примером оперативного реагирования на биовызовы со стороны руководства государства. Предпосылками для внесения изменений в Национальный календарь прививок послужили многочисленные исследования в области коллективного иммунитета. Интересен механизм формирования программы иммунопрофилактики, совершенствование компонентов управления эпидемическим процессом COVID-19 в Российской Федерации на разных уровнях власти. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, «коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В последующем Приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н» были внесены изменения в части дополнения календаря прививок по эпидемическим показаниям вакцинацией против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в зависимости от приоритета выборочных групп населения. Приказом было установлено, что с учётом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены. Так, в Постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Московской области от 16.06.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» речь идёт об обязательной вакцинации против COVID-19 работников сферы социального обслуживания, коммунальных и бытовых услуг и т. д. В дальнейшем схема вакцинации была обновлена. В частности, согласно Приказу Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» включена вакцинация детей в возрасте 12-17 лет. Этим же приказом к приоритету 1-го уровня добавлены граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более. Иерархичность и последовательность принятия нормативных правовых актов о вакцинации с предшествующей регистрацией вакцин указывает на эффективное межведомственное взаимодействие на разных уровнях власти. Обеспечение доступности населению современных вакцин, зарегистрированных в России, позволило достичь значительных успехов в борьбе с COVID-19. Затраты на профилактику пандемий в разы меньше, чем средства, потраченные на борьбу с ними [9]. Снижение заболеваемости и смертности, предотвращение госпитализации и уменьшение экономических затрат предстоит изучить. Обсуждение Своевременное комплексное реагирование на изменение эпидемиологической обстановки, совершенствование Национального календаря профилактических прививок Российской Федерации остаются приоритетными задачами политики государства и требуют дальнейшего изучения. Выводы 1.Эффективность системы охраны общественного здоровья, несомненно, зависит от надёжного и согласованного функционирования законодательной и исполнительной власти на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), медицинских организаций, пациентов, представителей заинтересованных служб. 2.Изменения, с которыми мир столкнулся в 2020 г., предъявляют новые требования к разработке критериев по выявлению внешних и внутренних рисков. 3.Результаты исследования позволили получить новые теоретические знания о понятии «биологическая безопасность», а применённый комплекс мер управляющего воздействия может быть оценен как типовой при подобных глобальных биовызовах. 4.Модель совершенствования Национального календаря профилактических прививок Российской Федерации на примере COVID-19 отражает своевременное межсекторальное реагирование на изменение эпидемиологической обстановки.

Об авторах

Д. В. Каунина

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко

Email: dkaunina@yandex.ru

М. Д. Васильев

ООО «НИИ инновационных технологий»


Список литературы

  1. Пекшев А. В. Формирование единых межотраслевых подходов к надлежащему обеспечению биологической безопасности // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 5. С. 74-82. doi: 10.17803/2311-5998.2020.69.5.074-082
  2. Ракитский В. Н., Авалиани С. Л., Шашина Т. А., Додина Н. С. Актуальные проблемы управления рисками здоровью населения в России // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97, № 6. С. 572-575. doi: 10.18821/0016-9900-2018-97-6-572-575
  3. Сибурина Т. А., Барскова Г. Н., Лохтина Л. К. Кластерный механизм межсекторального сотрудничества в интересах здоровья населения // Социальные аспекты здоровья населения. 2012. Т. 25, № 3. С. 1.
  4. Сидельников С. А. Научное обоснование технологии оптимизации межсекторального взаимодействия по охране здоровья населения: дис. … д-ра мед. наук. Саратов; 2019. 370 с.
  5. Швец Ю. Ю. Институциональные основы развития системы здравоохранения Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 1. С. 65-68.
  6. Зудин А. Б., Щепин В. О. Глобальные вызовы для российского здравоохранения // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2016. № 5. С. 41-45.
  7. Шуева М. К. Политика формирования здорового образа жизни молодого поколения в Новосибирской области: состояние и перспективы // Здоровый образ жизни - стратегический приоритет национального проекта «Здоровье». Новосибирск; 2012. С. 21-24.
  8. Зайцева Н. В., Землянова М. А., Устинова О. Ю. Совершенствование стратегических подходов к профилактике заболеваний, ассоциированных с воздействием факторов среды обитания // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11. С. 14-19.
  9. Рязанцев С. В., Смирнов А. В. Предпосылки возникновения и социально-демографические последствия пандемий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 3. С. 389-397. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-389-397

Статистика

Просмотры

Аннотация - 96

PDF (Russian) - 58

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Телефон: +7(495) 917-48-86

Редакция

Шерстнева Елена Владимировна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: redactor@remedium-journal.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах