Влияние уровня образования на отношение к соблюдению рекомендаций врача
- Авторы: Горбунов А.Л.1, Курносиков М.С.1, Черкасов П.С.1
- Учреждения:
- Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 221-224
- Раздел: Статьи
- URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1449
- DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2022-26-3-221-224
- Цитировать
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Введение Уровень образования человека как детерминанта здоровья всё чаще упоминается в научной литературе [1-4]. До конца не понятен механизм влияния образования на здоровье, однако доказано, что человек, имеющий более высокий уровень образования, реже обращается за медицинской помощью, имеет более высокую самооценку здоровья [5-7]. Такие результаты получены при исследовании беременных, населения старших возрастных групп [8-10]. Возможно, уровень образования определяет стиль поведения человека. Такой косвенный механизм воздействия наблюдается в отношении многих детерминант здоровья [11-13]. Отношение человека к соблюдению им рекомендаций врача, в свою очередь, выражается и в результатах лечения, и в уровне здоровья. Цель исследования - провести анализ влияния уровня образования на отношение к соблюдению рекомендаций врача пациентами хирургического профиля. Материалы и методы Информация была получена путем анонимного анкетирования 401 пациента, находящегося на стационарном лечении. Были сформированы две группы: 221 человек имел высшее или незаконченное высшее образование, а 180 человек - среднее или среднее специальное образование. Среди исследованных пациентов не было тех, кто имел профессиональное медицинское образование. Выделены три возрастные группы: 23-44, 45-59 и 60 лет и старше. Поскольку высшее образование можно получить только к 22-23 годам, использование более молодых возрастных групп в данном случае некорректно. Так как нормальность распределения исследуемых признаков практически во всех случаях не соблюдалась, то для анализа достоверности различий использовали критерий χ2. Полученное значение сравнивали с табличным для двустороннего распределения. Достоверными считали различия с вероятностью отрицания «нулевой гипотезы» на уровне 95%. Оценку зависимостей проводили с использованием тетрахорического анализа по стандартной методике (расчет коэффициента корреляции, определение направления и отличие от нуля, оценка по шкале Чеддока). Результаты В молодой возрастной группе (23-44 года) всегда соблюдают рекомендации врача (по мнению самих пациентов) чаще пациенты мужского пола с высоким уровнем образования (84 против 78 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Никто из опрошенных не признался, что никогда не соблюдает рекомендации врача, независимо от уровня образования. Остальные выполняли назначения и рекомендации врача только в случае, когда сами считали это необходимым. В данном случае достоверной зависимости между уровнем образования и частотой выполнения рекомендаций врача не выявлено (Ка = 0,12; χ2 = 0,43; Диагностический коэффициент (далее - ДК) = 0,55; р > 0,05). В средней возрастной группе (45-59 лет) пациенты с высоким уровнем образования также чаще, чем пациенты с низким уровнем образования, выполняли назначения врача (91 против 69 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). И в этой возрастной группе никто не признался, что игнорирует назначения врача. В данной возрастной группе зависимость между уровнем образования и частотой выполнения рекомендаций врача достаточно сильная (Ка = 0,58; χ2 = 11,16; ДК = 3,45; р < 0,05). В старшей возрастной группе (60 лет и старше), как и в более молодых возрастных группах, пациенты с высоким уровнем образования чаще выполняют назначения врача (79 против 57 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Более того, среди пациентов с низким уровнем образования 3 из 100 опрошенных признались, что никогда не выполняют назначения врача, тогда как среди пациентов с высоким уровнем образования таких не было ни в одной возрастной группе. И в данной возрастной группе зависимость между уровнем образования и частотой выполнения рекомендаций врача выявлялась (Ка = 0,45; χ2 = 8,3; ДК = 2,25; р < 0,05). У женщин в молодой возрастной группе (23-44 года) влияние уровня образования на частоту выполнения назначений и рекомендаций врача практически не прослеживается (79 и 74 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Следует отметить, что 4 из 100 опрошенных независимо от уровня образования признались, что никогда не выполняют назначения врача. Сделанный вывод подтверждает и результат количественного анализа зависимости (Ка = 0,03; χ2 = 0,01, ДК = 0,14; р > 0,05). В средней возрастной группе роль образования в части его влияния на частоту выполнения назначений врача более существенная (86 против 78 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Только женщины с низким уровнем образования признавались в невыполнении назначений врача (4 из 100 опрошенных), тогда как среди женщин с высоким уровнем образования таковых не было. Зависимость между уровнем образования и частотой выполнения назначений врача характеризовалась следующими показателями: Ка = 0,63; χ2 = 2,99; ДК = 4,19; р < 0,05). Если у мужчин в старшей возрастной группе (60 лет и старше) высокий уровень образования сочетался с более частым выполнением назначений врача, то у женщин такой зависимости не было. Наоборот, имеющие низкий образовательный статус чаще прислушивались к врачу и выполняли данным им рекомендации (77 против 69 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). Однако среди женщин с низким уровнем образования были те, кто никогда не выполняли назначения врача (4 из 100 опрошенных), а среди женщин с высоким уровнем образования таких не было. Снижение удельного веса выполняющих назначения врача среди женщин с высоким уровнем образования происходит за счёт увеличения тех, кто выполняет их, только если считает это нужным (28 против 15 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). В данном случае ключевым моментом является информация об источниках информации и ее объёме. Зависимость между уровнем образования и частотой выполнения назначений врача в данном случае была отрицательной: Ка = -0,35; χ2 = 4,24; ДК = -1,39; р < 0,05). Как и у мужчин, общим трендом было снижение удельного веса тех, кто соблюдает назначения врача с увеличением возраста, но в молодой и средней возрастных группах пациенты с высоким уровнем образования выполняли назначения и рекомендации врача чаще, чем пациенты с низким уровнем образования. В старшей возрастной группе удельный вес тех, кто всегда выполняет назначения врача в полном объёме, среди женщин с высоким уровнем образования снижается за счёт увеличения удельного веса выполняющих назначения врача, только если считает это необходимым. Если рассматривать более общие рекомендации (выполнение принципов здорового образа жизни - ЗОЖ), то влияние уровня образования на частоту их выполнения менее значимо. Так, в молодой возрастной группе (23-44 года) выполняют их на постоянной основе (по субъективным представлениям самих пациентов) чаще мужчины с более низким образовательным статусом (34 против 25 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). Но уже в средней возрастной группе (45-59 лет) удельный вес выполняющих принципы ЗОЖ среди мужчин с низким уровнем образования снижается с 34 до 20 из 100 опрошенных, а среди мужчин с высоким уровнем образования повышается с 25 до 35 из 100 опрошенных. Большинство мужчин с низким уровнем образования (31 из 100 опрошенных) считает, что необходимо выполнять такие принципы только в случае необходимости, тогда как среди мужчин с высоким уровнем образования считающих также очень мало (4 из 100 опрошенных). В старшей возрастной группе (60 лет и старше) описанные выше тенденции сохраняются. Удельный вес выполняющих принципы ЗОЖ среди мужчин с высоким уровнем образования сохраняется (32 из 100 опрошенных), как и среди мужчин с низким уровнем образования (26 из 100 опрошенных), а удельный вес тех, кто выполняет такие принципы, только когда считает необходимым, выше в группе мужчин с низким уровнем образования (46 против 24 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). У женщин влияние уровня образования на частоту выполнения принципов ЗОЖ более выражено. В молодой возрастной группе (23-44 года) 43 из 100 опрошенных женщин с высоким уровнем образования делают это на постоянной основе, тогда как в группе женщин с низким уровнем образования - только 30 из 100 опрошенных. В средней возрастной группе (45-59 лет) разница сохраняется (36 против 26 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Также отмечается больший удельный вес женщин с низким уровнем образования, которые выполняют принципы ЗОЖ, только если считают это необходимым (30 против 23 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). В старшей возрастной группе (60 лет и старше) разница увеличивается. И в этой возрастной группе женщины с высоким уровнем образования чаще выполняют принципы ЗОЖ на постоянной основе (49 против 23 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Наблюдается также больший удельный вес женщин с низким уровнем образования, которые выполняют принципы ЗОЖ, только если считают это необходимо (31 против 15 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). Выводы Независимо от гендерной принадлежности общим трендом было снижение удельного веса тех, кто соблюдает назначения врача с увеличением возраста. Среди мужчин во всех возрастных группах пациенты с высоким уровнем образования выполняли назначения и рекомендации врача чаще, чем пациенты с низким уровнем образования, а среди женщин пациенты с высоким уровнем образования выполняли назначения и рекомендации врача чаще, чем пациенты с низким уровнем образования, только в молодой и средней возрастных группах. В старшей возрастной группе удельный вес тех, кто всегда выполняет назначения врача в полном объёме, среди женщин с высоким уровнем образования снижается за счёт увеличения удельного веса выполняющих назначения врача, только если считают это необходимым. Такие же закономерности наблюдаются и в отношении выполнения принципов ЗОЖ. У мужчин влияние уровня образования проявляется после 45 лет, в средних и старших возрастных группах увеличивается число тех, кто выполняет их, только если считает нужным. У женщин влияние уровня образования на частоту выполнения принципов ЗОЖ выражено в большей степени и во всех возрастных группах. Как и среди мужчин, с увеличением возраста возрастает удельный вес женщин, считающих, что выполнять назначения врача нужно, только если они сами посчитают это необходимым.Об авторах
А. Л. Горбунов
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук
М. С. Курносиков
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук
П. С. Черкасов
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук
Email: pyo671@yandex.ru
Список литературы
- Genovese U., Del Sordo S., Casali M. et al. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability // Journal of Global Health. 2017. Vol. 7. № 1. Р. 010301. doi: 10.7189/jogh.07.010301
- Келасьев В. Н., Первова И. Л., Полуэктова Н. М. Концепция человека: социальные и субъективные детерминанты здоровья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 1. С. 15-26.
- Черкасов С. Н., Полозков О. И., Федяева А. В., Камаев Ю. О. Влияние уровня образования на модели поведения, связанные с обращаемостью за медицинской помощью населения старших возрастных групп // Медико-фармацевтический журнал Пульс. 2021. Т. 23. № 7. С. 31-37. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-31-37
- Кром И. Л., Еругина М. В., Орлова М. М. и др. Детерминанты общественного здоровья в социальном контексте // Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. T. 13. № 2. С. 292-295.
- Егиазарян К. А., Лалабекова М. В., Черкасов С. Н., Аттаева Л. Ж. Территориальные особенности планирования необходимого объема медицинской помощи по профилю травматология и ортопедия // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016. № 11-12. С. 23-29.
- Огуль Л. А., Анопко В. П., Шаповалова М. А. Планирование стратегий ЛПУ // Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 60-68.
- Акулин И. М., Чеснокова Е. А., Пресняков Р. А. К вопросу о расследовании ятрогенных преступлений в контексте перехода на цифровое здравоохранение: новые перспективы и проблемы нормативно- правового регулирования // Право и современные технологии в медицине; отв. ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. М., 2019. С. 300-303.
- Черкасов С. Н., Курносиков М. С. Влияние медико-социальных факторов и особенностей поведения пациенток на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2015. № 3. С. 66-70.
- Коновалов О. Е., Урясьев О. М., Кича Д. И. Медицинская активность больных бронхиальной астмой // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2013. № 3. С. 98-100.
- Черкасов С. Н., Киртадзе И. Д., Камаев Ю. О., Олейникова В. С. Влияние образования на заболеваемость и интенсивность потребления услуг здравоохранения в старших возрастных группах // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019. № 3-4. С. 129-139.
- Хорошилова Е. Ю. Образование как детерминанта здоровья // Научный альманах. 2017. № 3 (29). С. 387-390.
- Черкасов С. Н., Шестаков Г. С., Киртадзе И. Д. Влияние образования на самооценку здоровья в старших возрастных группах // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2018. № 9-10. С. 57-60.
- Черкасов С. Н., Киртадзе И. Д. Влияние уровня образования на самооценку здоровья в различных возрастно-половых группах // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2017. № 7. С. 74-78.