Issues of pharmaceutical specialist admission to work

Cover Page

Abstract


A study was carried out to identify differences in training of resident physicians in the specialties: Management and Economics of Pharmacy, Pharmaceutical Technology, Pharmaceutical Chemistry and Pharmacognosy and under the specialist’s program Pharmacy and to explore the possibilities of granting pharmacy workers the right to transit from one specialty to another without compulsory completion of residency. The urgency of this article is associated with a large number of issues that are being faced by pharmacists who transit from one specialty to another.An analysis of the age and occupational structure of pharmacists improving their qualifications (2300 people) was conducted in the Irkutsk region and the Trans-Baikal Territory. The results of the study showed that it seems like a good idea not to associate the transition from one specialty to another with the obligatory completion of residency, but to provide an admission to work as a pharmacist-technologist after initial accreditation, taking into account the specifics of the work of pharmaceutical specialists in pharmacies, the need to ensure the interchangeability of workers and reduce staff turnover without falling off in quality of work.

Full Text

76 МЕНЕДЖМЕНТ https://doi.org/10.21518/1561-5936-2021-3-76-80 Проблемы допуска к работе фармацевтических специалистов Т.Л. Мороз, д.фарм.н., О.А. Рыжова, к.фарм.н. Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, Иркутск, Россия Проведено исследование с целью выявления различий в подготовке специалистов в ординатуре по специальностям «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» и по программе специалитета «Фармация» и выяснения возможности предоставления работникам аптек права перехода из одной специальности в другую без обязательного прохождения ординатуры. Актуальность данной работы связана с большим количеством проблем, возникающих у фармацевтов при переходе из специальности в специальность. Был проведен анализ возрастного и профессионального состава фармацевтов Иркутской области и Забайкальского края, повышающих квалификацию (2 300 человек). Результаты исследования показали, что с учетом специфики работы фармацевтических специалистов в аптеках, необходимости обеспечения взаимозаменяемости работников, сокращения текучести кадров без снижения качества работы представляется целесообразным не связывать переход из одной специальности в другую с обязательным прохождением ординатуры, а предоставлять допуск к работе в должности провизора-технолога после прохождения первичной аккредитации. Ключевые слова: фармацевт, провизор, фармацевтическое образование, аккредитация, ординатура, непрерывное медицинское образование Issues of pharmaceutical specialist admission to work Tatiana L. Moroz, Dr. Sci. (Pharm.), Olga A. Ryzhova, Cand. Sci. (Pharm.) Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education – a branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Irkutsk, Russia A study was carried out to identify differences in training of resident physicians in the specialties: Management and Economics of Pharmacy, Pharmaceutical Technology, Pharmaceutical Chemistry and Pharmacognosy and under the specialist’s program Pharmacy and to explore the possibilities of granting pharmacy workers the right to transit from one specialty to another without compulsory completion of residency. The urgency of this article is associated with a large number of issues that are being faced by pharmacists who transit from one specialty to another. An analysis of the age and occupational structure of pharmacists improving their qualifications (2300 people) was conducted in the Irkutsk region and the Trans-Baikal Territory. The results of the study showed that it seems like a good idea not to associate the transition from one specialty to another with the obligatory completion of residency, but to provide an admission to work as a pharmacist-technologist after initial accreditation, taking into account the specifics of the work of pharmaceutical specialists in pharmacies, the need to ensure the interchangeability of workers and reduce staff turnover without falling off in quality of work. Keywords: pharmacist, pharmaceutical education, accreditation, residency, continuing medical development Потребность здравоохранения в квалифицированных специалистах и высокий уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков. Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменениями в государственном регулировании права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. Непрерывное медицинское образование (НМО) – это система обраРЕМЕДИУМ | 2021;(3) зования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций [1]. Образование фармацевтических специалистов напрямую влияет на обращение лекарственных средств, их безопасность и эффективность. Поддержание профессиональной компетентности на протяжении всей карьеры – это задача всех работников здравоохранения. В последние годы происходит стремительное развитие медико-фармацевтических знаний. Персональная ответственность за свою компетентность не всегда в достаточной мере мотивирует медицинских работников к постоянному освоению новых знаний. В связи с этим профессиональные ассоциации и органы власти разрабатывают системы обучения на протяжении всей профессиональной деятельности с целью поддержания компетентности практикующего специалиста здравоохранения и обеспечения предоставления качественной помощи пациентам [2]. Повышение квалификации может быть успешным только в том случае, 77 MANAGEMENT если оно, с одной стороны, закрывает объективные пробелы в знаниях и действиях, а с другой стороны, удовлетворяет субъективную, индивидуально воспринимаемую потребность в повышении уровня профессионализма. Самостоятельное пожизненное обучение также призвано поддерживать удовлетворенность профессией. В последнее время основные методологические тенденции НМО, как и вообще медицинского образования, связаны с подходом к обучению на основе компетенций. Важно отметить, что в рамках компетентностного подхода процесс образования постоянен и начинается с момента выбора профессии. Субъектом ответственности за свое образование здесь является сам медицинский специалист. Различные подходы к определению общих компетенций для практики требуют создания конкретных показателей эффективности, которые должны быть осмысленными и соответствующими стратегиям обучения специалистов на протяжении всей жизни [3]. В РФ попытки перейти на систему непрерывного образования в форме аккредитации специалистов начались с 2016 г. согласно ст. 100 ФЗ-323. Аккредитация представляет собой процедуру определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям, предъявляемым при осуществлении медицинской (фармацевтической) ТАБЛИЦА 1 . деятельности по определенной специальности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время, согласно приказу МЗ РФ № 700н от 7 октября 2015 г. «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование», существует четыре фармацевтические специальности: Управление и экономика фармации  Фармацевтическая технология  Фармацевтическая химия и фарма когнозия Фармация.  С 2017 г. для получения этих специальностей (кроме «Фармации») необходимо пройти двухгодичную ординатуру. Только специальность «Управление и экономика фармации» допускает профессиональную переподготовку. Новые требования создали определенные трудности для фармацевтических специалистов с высшим образованием, которые связаны с тем, что аптечные работники не могут по мере необходимости переходить из одной специальности в другую без дополнительного обучения, требующего существенных затрат времени, сил и средств. Проблема перехода фармацевтических специалистов из одной специальности в другую усугубляется тем, что аптечная сеть Российской Федерации представлена в основном аптеками, имеющими от 3 до 10 специалистов, что требует высокой взаимозаменяемости работников. Кроме того, большинство аптек испытывают дефицит фармацевтических работников, аптеки достаточно часто меняют собственников, муниципальные аптеки в большинстве регионов закрываются. Для оценки остроты этой проблемы был проведен анализ возрастного и профессионального состава слушателей из Иркутской области и Забайкальского края, обучавшихся по разным фармацевтическим специальностям на кафедре фармации ИГМАПО с 2016 по 2020 г. Данные были взяты из информационной системы ИГМАПО (табл. 1). Из табл. 1 следует, что самую многочисленную группу слушателей составили специалисты в возрасте от 45 до 55 лет, причем 71% из них повышали квалификацию по специальности «Управление и экономика фармации», 23% – по «Фармацевтической технологии» и 6% – по «Фармацевтической химии и фармакогнозии». Особое внимание привлекает группа слушателей, представленная специалистами старшего возраста (более 55 лет). Это связано с тем, что возрастные специалисты Количество специалистов, обучавшихся по фармацевтическим специальностям в ИГМАПО в 2016–2020 гг. Возраст специалистов Специальность 25–35 лет 35–45 лет 45–55 лет старше 55 лет Общее кол-во обученных специалистов Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Управление и экономика фармации 310 19 377 23 593 36 352 22 1633 71 Фармацевтическая технология 93 18 111 21 201 38 123 25 528 23 Фармацевтическая химия и фармакогнозия 19 14 18 13 50 36 52 37 139 6 Всего 422 18 506 22 844 37 527 23 2300 100 2021;(3) | REMEDIUM 78 МЕНЕДЖМЕНТ в основном работают в муниципальных производственных аптеках, которых в стране становится все меньше, а переходить на другие специальности они не готовы в силу возраста, т. е. эта группа специалистов в скором времени будет уходить из профессиональной деятельности. Наибольшие проблемы с переходом из одной специальности в другую возникают у специалистов, обучавшихся «Управлению и экономике фармации» и «Фармацевтической технологии». Из проведенного анализа видно, что сотрудников со специальностью «Управление и экономика фармации» в три раза больше, чем с «Фармацевтической технологией», хотя востребованность провизоров-технологов значительно выше, т. к. в аптеке эти специалисты работают за первым столом. Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»», отпуском лекарственных препаратов занимается провизор или провизор-технолог. Поэтому у провизоров-организаторов наиболее часто возникает вопрос о смене специальности на провизора-технолога или о получении второго сертификата по специальности «Фармацевтическая технология». В федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» говорится, что физические лица должны иметь среднее или высшее фармацевтическое образование и сертификат специалиста. В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081) и квалификационными характеристиками, специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации: директора (заведующего, началь ника) аптечной организации; РЕМЕДИУМ | 2021;(3) заместителя  директора (заведующего, начальника) аптечной организации; заведующего (начальника) струк турного подразделения (отдела) аптечной организации. Если такой работник будет осуществлять деятельность по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик», то для этого необходимо получить сертификат по специальностям «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Таким образом, основным способом получения аккредитации по новой специальности является двухгодичная ординатура. Пройти двухгодичную ординатуру достаточно сложно, поэтому мы решили проанализировать ее целесообразность для фармацевтических специальностей, если по окончании вуза все провизоры обладают компетенциями и навыками, достаточными для выполнения должностных обязанностей провизора-технолога и провизора-аналитика. В аптеках, как правило, не бывает многочисленного персонала, и специалисты вынуждены замещать друг друга на различных должностях в период болезни или отпусков, но для этого им необходимо иметь сертификаты или аккредитацию по двум, а, возможно, и трем специальностям. При этом, согласно приказу МЗ РФ от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», специалисты с аккредитацией по специальности «Фармация» имеют право занимать должности провизора, провизора-технолога, не проходя ординатуры. Необходимо предоставить возможность и другим специалистам, желающим работать провизорами-технологами, пройти первичную аккредитацию по специальности «Фармация» и получить допуск к должности. С целью анализа различий в подготовке специалистов в ординатуре по специальностям «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» и по программе специалитета «Фармация» нами было проведено сравнение компетенций по всем четырем специальностям [4–7]. В табл. 2 приведено сравнение профессиональных компетенций в ФГОС «Фармация» (21 компетенция) и в ФГОС «Управление и экономика фармации» (9 компетенций). Таким образом, сравнение ФГОС «Фармация» и ФГОС «Управление и экономика фармации» показало совпадение 8 из 9 профессиональных компетенций (УЭФ). В табл. 3 приведены результаты сравнения компетенций в ФГОС «Фармация» и в ФГОС «Фармацевтическая технология» (6 компетенций). В ФГОС «Фармация» и ФГОС «Фармацевтическая технология» совпадают 3 профессиональные компетенции провизора-технолога, причем компетенция «готовность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств» близка, по сути, к компетенции «готовность к организации технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств». Компетенция «способность к участию в организации деятельности фармацевтических организаций» фактически идентична компетенциям «готовность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности» и «готовность к применению основных принципов управления в профессиональной деятельности», т. е. разница составляет 1 компетенцию. Сравнение компетенций по специальностям «Фармация» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» (11 компетенций) представлено в табл. 4. Из табл. 4 следует, что в ФГОС «Фармация» и ФГОС «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» совпадают 9 из 11 профессиональных MANAGEMENT ТАБЛИЦА 2 . № 79 Сравнение компетенций по специальностям «Фармация» и «Управление и экономика фармации» Фармация Управление и экономика фармации 1 Готовность к участию в процедурах ввоза лекарственных средств в РФ и вывоза лекарственных средств из РФ Готовность к проведению процедур ввоза лекарственных средств в РФ и вывоза лекарственных средств из РФ 2 Готовность к своевременному выявлению фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств Готовность к проведению процедур по изъятию из гражданского оборота фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств и их уничтожению 3 Способность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов Готовность к проведению процедур, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов 4 Способность к применению основных принципов управления в фармацевтической отрасли, в т. ч. в фармацевтических организациях и их структурных подразделениях Готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере 5 Способность к участию в организации деятельности фармацевтических организаций Готовность к организации фармацевтической деятельности 6 Способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств Готовность к организации технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств 7 Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов Готовность к организации экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов 8 Способность к организации контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций Готовность к организации контроля качества лекарственных средств 9 Готовность к оценке экономических и финансовых показателей, применяемых в сфере обращения лекарственных средств ТАБЛИЦА 3 . № Сравнение компетенций по специальностям «Фармация» и «Фармацевтическая технология» Фармация Фармацевтическая технология 1 Способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств Готовность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств 2 Способность к участию в организации деятельности фармацевтических организаций Готовность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности 3 4 Готовность к применению основных принципов управления в профессиональной деятельности Способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций Готовность к обеспечению качества лекарственных средств при их производстве и изготовлении 5 Готовность к организации технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств 6 Готовность к применению специализированного оборудования, предусмотренного для использования в профессиональной сфере компетенций провизора-аналитика. Возникает вопрос, зачем тогда выпускнику заканчивать ординатуру по специальностям «Фармацевтическая технология» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», если при освоении ФГОС «Фармация» он получает все необходимые для работы по данным специальностям профессиональные компетенции? Проведенный сравнительный анализ профессиональных компетенций по существующим фармацевтическим специальностям показал, что они практически полностью совпадают с компетенциями, получаемыми выпускниками вузов по программе специалитета «Фармация». Следовательно, подтверждается наша гипотеза о том, что все необходимые профессиональные компетенции по разным фармацевтическим специальностям уже получены выпускниками вузов в процессе обучения и подтверждены первичной аккредитацией, это означает, что двухгодичная ординатура теряет смысл. Таким образом, учитывая специфику работы в аптеках, необходимость 2021;(3) | REMEDIUM  80 МЕНЕДЖМЕНТ ТАБЛИЦА 4 . Сравнение компетенций по специальностям «Фармация» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» № Фармация Фармацевтическая химия и фармакогнозия 1 Готовность к участию в процедурах ввоза лекарственных средств в РФ и вывоза лекарственных средств из РФ Готовность к проведению процедур ввоза лекарственных средств в РФ и вывоза лекарственных средств из РФ 2 Готовность к своевременному выявлению фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств Готовность к проведению процедур по изъятию из гражданского оборота фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств и их уничтожению 3 Способность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов Готовность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов 4 Способность к применению основных принципов управления в фармацевтической отрасли, в т. ч. в фармацевтических организациях и их структурных подразделениях Готовность к проведению химико-токсикологических экспертиз и интерпретации их результатов 5 Способность к участию в организации деятельности фармацевтических организаций Готовность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности 6 Готовность к обеспечению хранения лекарственных средств Готовность к обеспечению условий хранения и перевозки лекарственных средств 7 Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов Готовность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов 8 Способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций Готовность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций 9 Способностью к организации контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций Готовность к организации контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций 10 Готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере 11 Готовность к применению специализированного оборудования, предусмотренного для использования в профессиональной сфере обеспечения взаимозаменяемости фармацевтических специалистов без усиления текучести кадров и снижения качества работы, считаем целесообразным не связывать переход из одной специальности в другую с обязательным прохождением ординатуры, а дать СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Краснопольский И.А. Cистемы непрерывного медицинского образования в мире: практика, проблемы, пути развития. Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020;3(3):13–26. 2. Дризен А., Вербеке К., Симоенс С., Лакеман Г. Международные тенденции в непрерывном обучении фармацевтов. Американский журнал фармацевтического образования. 2007;71(3):3–13. 3. Khamis S., Abdi A.M., Khamis В.В. et al. Preparing lifelong learners for delivering pharmaceutical care in an ever-changing world: a study of pharmacy students. BMC Medical Education. 2020;20:21–34. 4. Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 №1142 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.01 Фармацевтическая технология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: https:// rg.ru/2015/02/04/texnologia-site-dok.html. РЕМЕДИУМ | 2021;(3) право сотрудникам аптек работать в должности провизора-технолога после прохождения первичной аккредитации. 5. Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 №1143 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.02 Управление и экономика фармации (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170403/. 6. Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 №1144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2014 №34413). Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158542/. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. №1037 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)». Режим доступа: https://base.garant.ru/71475330/. 

About the authors

Tatiana L. Moroz

Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education – a branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education


Olga A. Ryzhova

Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education – a branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education


References

  1. Краснопольский И.А. Cистемы непрерывного медицинского образования в мире: практика, проблемы, пути развития. Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020;3(3):13–26.
  2. Дризен А., Вербеке К., Симоенс С., Лакеман Г. Международные тенденции в непрерывном обучении фармацевтов. Американский журнал фармацевтического образования. 2007;71(3):3–13.
  3. Khamis S., Abdi A.M., Khamis В.В. et al. Preparing lifelong learners for delivering pharmaceutical care in an ever-changing world: a study of pharmacy students. BMC Medical Education. 2020;20:21–34.
  4. Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 №1142 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.01 Фармацевтическая технология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: https://rg.ru/2015/02/04/texnologia-site-dok.html.
  5. Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 №1143 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.02 Управление и экономика фармации (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170403/.
  6. Приказ Минобрнауки России от 27.08.2014 №1144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2014 №34413). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158542/.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. №1037 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)». Режим доступа: https://base.garant.ru/71475330/

Statistics

Views

Abstract - 70

PDF (Russian) - 30

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies