State support of export for enterprises of the medical and pharmaceutical industry
- Authors: Gertsik Y.G.1
- Affiliations:
- Moscow State Technical University named after N.E. Bauman
- Issue: No 3 (2021)
- Pages: 6-10
- Section: Articles
- URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/897
- DOI: https://doi.org/10.21518/1561-5936-2021-3-6-10
- Cite item
Abstract
The pharmaceutical and medical industries of Russia are socially significant and high-tech industries that have great potential for the development of non-primary exports. This paper examines the existing measures of state support for the development of the export potential of Russian manufacturers of medicines and medical devices, including measures provided for by the national projects “Health”, “International Cooperation and Export” and the strategy “Pharma-2030”. The relevance of the study is caused by the necessity to achieve national development goals, which include improving the quality and life expectancy of the country’s population as well. Recommendations are also formulated for the implementation of export projects, taking into account the industry specifics.
Full Text
6 ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА 14.02.03. Общественное здоровье и здравоохранение 14.04.03. Организация фармацевтического дела https://doi.org/10.21518/1561-5936-2021-3-6-10 Государственная поддержка экспорта предприятий медицинской и фармацевтической промышленности Ю.Г. Герцик, д.э.н., к.б.н. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия Фармацевтическая и медицинская промышленность России являются социально значимыми и высокотехнологичными отраслями, которые имеют большой потенциал для развития несырьевого экспорта. В данной работе рассмотрены существующие меры государственной поддержки развития экспортного потенциала российских производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий, включая мероприятия, предусмотренные национальными проектами «Здоровье», «Международная кооперация и экспорт» и стратегией «Фарма-2030». Актуальность исследования обусловлена необходимостью достижения национальных целей развития, включающих в себя повышение качества и продолжительности жизни населения страны. Сформулированы рекомендации по реализации экспортных проектов с учетом отраслевой специфики. Ключевые слова: медицинская промышленность, фармацевтическая промышленность, национальные проекты, стратегия «Фарма-2030», государственная поддержка экспорта, экспортные проекты State support of export for enterprises of the medical and pharmaceutical industry Yuriy G. Gertsik, Dr. Sci. (Economic), Cand. Sci. (Biol.) Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Moscow, Russia The pharmaceutical and medical industries of Russia are socially significant and high-tech industries that have great potential for the development of non-primary exports. This paper examines the existing measures of state support for the development of the export potential of Russian manufacturers of medicines and medical devices, including measures provided for by the national projects “Health”, “International Cooperation and Export” and the strategy “Pharma-2030”. The relevance of the study is caused by the necessity to achieve national development goals, which include improving the quality and life expectancy of the country’s population as well. Recommendations are also formulated for the implementation of export projects, taking into account the industry specifics. Keywords: medical industry, pharmaceutical industry, national projects, “Pharma-2030” strategy, state export support, export projects РЕМЕДИУМ | 2021;(3) EXPERT AREA ВВЕДЕНИЕ Для повышения конкурентоспособности отечественных производителей необходимо развитие их экспортного потенциала и внедрение проектного управления. Раскрытые в данном исследовании вопросы имеют практическую значимость для участников рынка медицинских изделий (МИ) и фармацевтического рынка – производителей лекарственных препаратов (ЛП), а внедрение полученных результатов позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке [1]. В настоящее время управление производством и сбытом фармацевтической и медицинской продукции наиболее эффективно, если оно основано на исследованиях и анализе спроса на выпускаемые предприятиями медицинские изделия и лекарственные препараты в соответствующем сегменте рынка. Важную роль при этом играют существующий и ожидаемый объем рынка, уровень конкуренции, наличие государственных программ поддержки, возможности предприятий и их партнеров в разработке, производстве, логистическом обеспечении и продвижении инновационной продукции на внутреннем и зарубежных рынках. Внедрение систем менеджмента качества на производстве и организация сервисной службы для обеспечения эффективной послепродажной эксплуатации также способствуют повышению конкурентоспособности высокотехнологичных МИ. Потенциал дальнейшего развития рынков ЛП и МИ, их социальная и коммерческая значимость обуславливают создание и развитие предприятий фармацевтической и медицинской промышленности в России, а также экспорт их продукции на международные рынки [2]. В рамках данной работы проведен анализ существующих инструментов и мер государственной поддержки фармацевтической и медицинской промышленности, направленных на развитие экспортно ориентированных российских компаний с целью повышения их конкурентоспособности, включая сертификацию выпускаемой ими продукции на соответствие ее требованиям, предъявляемым на международных рынках. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Для анализа состояния существующих инструментов государственной поддержки в статье рассматриваются действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, паспорта национальных проектов, государственной программы «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности» и стратегии «Фарма-2030» в области развития отечественных предприятий медицинской и фармацевтической промышленности, публикации в средствах массовой информации, на официальных сайтах правительства РФ и отраслевых интернет-порталах, а также ранее проведенных исследований в этом направлении [3–13], в результате чего была обобщена информация по мерам государственной поддержки рассматриваемых отраслей с учетом региональной специфики, что и составляет практическую значимость данной статьи, в первую очередь для субъектов экономической деятельности в области разработки и производства МИ и ЛП. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Наиболее распространенными инструментами и мерами поддержки несырьевого экспорта являются субсидирование производителей по различным направлениям продвижения их продукции (в т. ч. на участие в выставках и бизнес-миссиях, сертификации и т. д.), а также образовательные услуги в сфере повышения квалификации руководства и специалистов компаний по поиску зарубежных партнеров с целью заключения контрактов и участия в совместных проектах, в т. ч. предоставление информации по таможенному регулированию в странах, имеющих потенциальные рынки сбыта. 7 По данным интернет-портала «Медитэкс», объем российского рынка МИ в 2020 г. составил 289,7 млрд руб., что почти на 5% ниже, чем в 2019 г. Такой уровень снижения характерен и для мирового рынка МИ. Так, по мнению экспертов, по итогам 2020 г. он составит около 411,4 млрд долл., что на 3,2% ниже показателя 2019 г. Объем российского рынка МИ занимает примерно 1,3% от мирового [5]. В 2020 г. эксперты также прогнозируют снижение реального мирового производства медицинской техники на 1,6% по сравнению с 2019 г. Падение этой отрасли производства, как и многих других, в первую очередь объясняется ограничениями, вызванными коронавирусной инфекцией. Общемировым тенденциям подвержена и Россия, где объем производства МИ в 2020 г. сократится на 6,2% по сравнению с 2019 г. По существующим прогнозам, в 2021 г. медицинская промышленность в России может не только восстановиться, но и вырасти по отношению к 2020 г. на 6–7%. При этом ожидается, что мировой экспорт медицинской техники с 2021 г. будет ежегодно расти примерно на 4%. Уже за первые семь месяцев 2020 г. экспорт российских МИ составил 673,32 млн долл., из которых московскими предприятиями медицинской промышленности было отправлено продукции в 114 стран мира на общую сумму 186,61 млн долл. Таким образом, по экспорту медицинской продукции Москва лидирует среди субъектов Российской Федерации, опережая по этому показателю Московскую область и Санкт-Петербург [6]. По оценкам аналитической компании RNC Pharma, за девять месяцев 2020 г. объем экспорта лекарств из России составил 40,2 млрд руб. (в ценах с учетом таможенных сборов), из страны было вывезено 0,83 млрд упаковок препаратов, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2019 г. в денежном выражении, и на 27,5% по числу упаковок [7]. Отдельно необходимо отметить, что в структуре экспорта 2021;(3) | REMEDIUM 8 ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА российских предприятий как медицинской, так и фармацевтической промышленности преобладают страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это обусловлено постоянно развивающимися процессами интеграции соответствующих отраслей промышленности на территории государств – членов ЕАЭС. Все страны мира, включая Российскую Федерацию, стали больше внимания уделять развитию медицинской и фармацевтической промышленности в свете значительных рисков возобновления и появления новых эпидемиологических угроз, усилению экономической и биологической безопасности [8]. Этим обуславливается рост государственных расходов в средне- и долгосрочной перспективе на закупку фармацевтической и медицинской продукции, а также на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов «Здоровье» и «Международная кооперация и экспорт», а также стратегии «Фарма-2030». Согласно разработанным паспортам и нормативно-правовым документам, начиная с 2019 г. данные проекты и стратегия предусматривают рост расходов на здравоохранение, дальнейшее импортозамещение и локализацию производства. Сегодня в России реализуется множество проектов на разных уровнях по поддержке экспорта несырьевой, в первую очередь высокотехнологичной, продукции. Созданы федеральные и региональные экспортные центры, являющиеся неотъемлемой частью национальной инновационной инфраструктуры. Активно внедряются новые методы управления предприятием, проектный подход, бережливое производство, формы интеграции компаний в виде кластерных образований и т. д. [1]. Среди регионов Российской Федерации, активно поддерживающих экспортно ориентированные высокотехнологичные компании, в т. ч. в сфере медицинской и фармацевтической промышленности, выделяется Москва. Инструментами РЕМЕДИУМ | 2021;(3) развития экспорта в городе можно считать Московский экспортный центр (МЭЦ), Центр поддержки и развития промышленного экспорта и экспорта продукции агропромышленного комплекса (Моспром), а также Московский инновационный кластер, который объединил на своей площадке i.moscow более 21 000 участников и 10 межотраслевых кластеров, в т. ч. в области биофармацевтики и медицинских технологий. На федеральном уровне уже длительное время функционирует акционерное общество «Российский экспортный центр» (далее – РЭЦ). В числе последних инициатив этой организации, поддержанных правительством РФ, – предоставление субсидий российским производителям лекарств и медицинских изделий на компенсацию части затрат на регистрацию своей продукции за рубежом, как указывается в Постановлении Правительства № 687 от 30.04.2021 г. Результатом предоставления субсидии является обеспечение к 2024 г. получения документов, подтверждающих успешную адаптацию продукции к требованиям, предъявляемым на внешних рынках, в количестве не менее 140 единиц (нарастающим итогом) [3, 9]. Предоставление субсидий будет производиться в рамках федерального проекта (ФП) «Промышленный экспорт» национального проекта (НП) «Международная кооперация и экспорт». Структура и финансирование данного национального проекта приведены в таблице. Цели НП сформулированы следующим образом: 1. Достижение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долл. в год, в т. ч. продукции машиностроения – 60 млрд долл. в год; 2. Достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса в размере 45 млрд долл. в год; 3. Достижение объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долл. в год; 4. Прирост доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны на 20%; 5. Формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами – членами ЕАЭС не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза Для достижения первой из перечисленных целей НП получателей субсидий из числа предприятий медицинской и фармацевтической промышленности в качестве агента правительства РФ будет отбирать РЭЦ по итогам конкурса портфолио их продукции. Максимальный объем возмещения для производителей ТАБЛИЦА. Финансирование ФП, входящих в НП «Международная кооперация и экспорт» до 2024 г. Наименование ФП Объем финансирования, млрд руб. Промышленный экспорт 423,8 Экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) 406,8 Логистика международной торговли 21,6 Экспорт услуг 5,8 Системные меры развития международной кооперации и экспорта 98,9 Итого 956,8 По материалам официального сайта правительства РФ: Режим доступа: http://government.ru/news/35675. EXPERT AREA ЛП составит 500 млн руб. за сертификацию одного продукта, для производителей других товаров – 50 млн руб. Причем эта сумма не должна превышать 80% от общего объема предполагаемых затрат компании на процедуру сертификации. В случае получения субсидии компания будет обязана за определенный срок нарастить экспорт своей продукции в десять раз. Для производителей ЛП этот срок составляет пять лет, для производителей МИ – три года. Если этого не произойдет, средства будет необходимо вернуть. Планируемые расходы федерального бюджета на предоставление субсидий составят 540 млн руб. в 2021 г., 2,47 млрд руб. в 2022 г. и 4,32 млрд руб. в 2023 г. [4]. Кроме вышеуказанных проектов, в России с 2018 г. действует государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (утверждена постановлением правительства от 28 декабря 2017 г. № 1673). В октябре 2020 г. Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг России) предложило внести изменения в госпрограмму, которые были закреплены постановлением правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2187 [10]. В частности, доля МИ отечественного производства в общем объеме потребления к 2024 г. должна быть увеличена до 30% (в денежном выражении). Экспорт ЛП и МИ должен достичь к этому времени не менее 180 млрд руб. А доля организаций, осуществляющих технологические инновации в медицинской и фармацевтической отрасли, в общем количестве производителей должна достичь 56%. Кроме того, были сформированы и утверждены новые правила предоставления в 2021 г. бюджетным учреждениям грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов по разработке МИ и ЛП. Объем бюджетных ассигнований на данные цели составит 2,6 млрд руб. Получателям господдержки разрешается привлекать под проект инвесторов, заинтересованных в дальнейшем продвижении разработанных препаратов и изделий. Это поможет вывести новую медицинскую продукцию на внутренний и внешние рынки. Предельная сумма одного гранта – не более 260 млн руб. На них организации смогут покрыть расходы на зарплату сотрудников и приглашенных специалистов, а также приобрести лабораторное оборудование. Получатели грантов будут отбираться в результате конкурсов, проводимых Минпромторгом России. В конце ноября 2020 г. был утвержден перечень современных технологий, на основании которого будут заключаться специальные инвестиционные контракты (СПИК), что позволит запустить, по мнению авторов распоряжения, новый механизм развития реального сектора экономики [11]. В список попало более 600 перспективных технологий из различных отраслей, в т. ч. медицинской и фармацевтической промышленности, а также биоинженерии. Компании, планирующие инвестпроекты в этих областях, смогут заключить с государством контракт, который предусматривает запуск серийного производства современной конкурентоспособной продукции. Государство, со своей стороны, гарантирует такому инвестору стабильные условия хозяйственной деятельности. Кроме того, компания, участвующая в СПИК, может рассчитывать на налоговые льготы, преференции при проведении госзакупок и аренде земельных участков. Контракты заключаются на срок до 15 лет, если вложения в проект не превышают 50 млрд руб. При большей сумме период действия соглашения может быть увеличен до 20 лет. В контексте перечисления существующих инструментов и мер государственной поддержки несырьевого экспорта необходимо в заключение упомянуть о ключевых аспектах новой «Стратегии развития 9 фармацевтической промышленности до 2030 года» (Фарма-2030). Стратегия «Фарма-2030» должна стать продолжением «Фармы-2020». Ожидалось, что новый документ будет принят еще в конце 2020 г. Теперь срок перенесен на конец 2021 г. Задержка с ее принятием связана с разработкой правительством фронтальной стратегии развития экономики, с которой «Фарма-2030» и все отраслевые документы стратегического планирования должны коррелировать [12]. Если основной целью «Фармы-2020» был запуск отечественной фармацевтической промышленности путем ее перевода на инновационную модель развития, а также решение проблемы импортозамещения, то новая стратегия ставит несколько иные цели. Согласно этому стратегическому документу планируется создание в отечественной фармотрасли высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора и увеличение объема экспорта российских фармпрепаратов в 5–6 раз, а медицинских изделии – в 8–10 раз. Также Стратегия «Фарма-2030» предполагает: внедрить в производство совре менные технологические компетенции; обеспечить соответствующий материально-технический уровень и кооперационные связи между производством, учебными заведениями и наукой; обеспечить отрасль сырьем и материалами, фармацевтическими субстанциями, растворителями и катализаторами высокой степени очистки, необходимыми в высокотехнологичных отраслях; развивать междисциплинарные отраслевые компетенции. Основная концепция Стратегии «Фарма-2030» заключается в эффективном совершенствовании фармацевтической отрасли, а также в выводе российской лекарственной продукции и медицинских изделий на зарубежные рынки. В частности, Стратегия предполагает, что при ее реализации в базовом сценарии 2021;(3) | REMEDIUM 10 ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА объем экспорта лекарственных средств к 2030 г. составит 3,6 млрд долл. США [13]. При планировании и реализации экспортных проектов предприятиями медицинской и фармацевтической промышленности исключительно важным является добиться оптимальных затрат на логистическую поддержку. Это становится возможным, если учитывать при управлении экспортными проектами современные тенденции в логистике, которые следуют в последние годы общему тренду – цифровизации процессов и операций с целью оптимизации и персонификации цепочек поставок, а также формированию запасов в кризисных ситуациях [14]. Этому в значительной степени способствует также имплементация в логистическую систему высокотехнологичных предприятий принципов как «зеленой» и «эластичной» логистики, так и «сервисной» логистики. Это чрезвычайно важно в случае реализации экспортных проектов, т. к. на сегодняшний день доступ к большинству зарубежных рынков получат в первую очередь те компании, которые успешно применяют эти принципы на практике, в менеджменте и производстве. Исходя из логистической концепции, эффективность экспортных проектов определяется следующими группами факторов: организационные (связанные с использованием научно-технической и нормативной документации, разработанной на основе международных стандартов, включая стандарты ответственного ведения бизнеса Организации по экономическому сотрудничеству и развитию); информационные (обусловлен ные использованием семантических данных и технологий блокчейна); производственно-технические (связанные с использованием передовых IT-технологий, например, Internet Of Things (IoT), а также принципов бережливого производства); инвестиционные (на основе государственно-частного партнерства) [15]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В силу высокой конкуренции на глобальном рынке устойчивого развития могут добиться в первую очередь те предприятия, которые выпускают конкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке с учетом современных принципов производства, логистики и маркетинга. Возникшая в 2020 г. мировая эпидемиологическая угроза требует мобилизации отечественных предприятий медицинской и фармацевтической промышленности для удовлетворения СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Герцик Ю.Г., Герцик Г.Я. Развитие потенциала российских компаний в области производства и экспорта высокотехнологичного медицинского оборудования. Бизнес. Образование. Право. 2020;1(50):50–54. 2. Герцик Ю.Г. Значение и особенности маркетинга инноваций в медицинской промышленности. Маркетинг в России и за рубежом. 2020(4):79–86. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 №687 «О государственной поддержке организаций на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции, в том числе продукции фармацевтической и медицинской промышленности, на внешних рынках». Официальный Интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105070001. Дата обращения: 21.05.2021. 4. Правительство профинансирует сертификацию российских препаратов за рубежом. Коммерсантъ. 2021. 11 мая. С. 2. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4802781. Дата обращения: 21.05.2021. 5. Российский рынок медицинских изделий. Итоги 2020 года. Интернетпортал «НТЦ «Медитэкс» Режим доступа: https://meditex.ru/news_all/ RossiyskiyrynokmeditsinskikhizdeliyItogi2020goda. Дата обращения: 21.05.2021. 6. Акимов И. Москва – российский лидер по экспорту медицинской продукции. Газета.ру. 2020. 13 окт. Режим доступа: https://www.gazeta. ru/social/2020/10/12/13317241.shtml Дата обращения: 21.05.2021. 7. RNC Pharma предоставляет информацию относительно активности экспортных поставок ЛП из России по итогам сентября и I–III кв. 2020 г. Аналитическая компания RNC Pharma. 7 декабря 2020 года. РЕМЕДИУМ | 2021;(3) потребностей здравоохранения в новых МИ и ЛП, в первую очередь для борьбы с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. Особое значение в этом случае приобретает государственная поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности. При реализации проектов государственно-частного партнерства, распространенных в России и за рубежом, основным является кластерный подход. Так, кластеры позволяют сочетать в экономической деятельности работу научных групп, представителей различных отраслей промышленности и государства для достижения общих целей. Кластеры также могут иметь международный состав участников, что важно для организации совместных разработок, внедрения и выведения на рынок наиболее значимых медицинских изделий и лекарственных препаратов. По мнению автора статьи, существующие инструменты и меры государственной поддержки несырьевого экспорта будут более эффективны с учетом возможностей кластерного подхода и позволят в обозримом будущем обеспечить приток инвестиций в социально значимые отрасли промышленности и будут способствовать росту конкурентоспособности российской экономики в целом. Режим доступа: https://rncph.ru/news/07_12_2020. Дата обращения: 21.05.2021. 8. Герцик Ю.Г. Национальные проекты как инструмент обеспечения экономической и биологической безопасности России (часть 1). В центре экономики. 2021;(1):33–42. 9. Герцик Ю.Г., Омельченко И.Н. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана; 2020. 190 с. 10. Правительство утвердило правила предоставления грантов на разработку лекарств и медицинских изделий. Официальный сайт Правительства РФ, 23.12.2020. Режим доступа: http://government.ru/ news/41198. Дата обращения: 21.05.2021. 11. Правительство утвердило перечень современных технологий для специальных инвестиционных контрактов. Официальный сайт Правительства РФ, 04.12.2012. Режим доступа: http://government.ru/ docs/41027. Дата обращения: 21.05.2021. 12. Минпромторг России назвал сроки принятия стратегии «Фарма 2030». Информационная сеть «Техэксперт». Режим доступа: https:// cntd.ru/news/read/minpromtorg-rossii-nazval-sroki-prinyatiya-strategiifarma-2030. Дата обращения: 21.05.2021. 13. Российская фармацевтическая отрасль в горизонте 2030. Аналитический обзор. Биофармацевтический кластер «Северный». 2021. 62 с. 14. Джилиссен Э., Маллиган К., Тоттман С., Троен П. Гибкое управление запасами: страхование поставок лекарственных средств. Ремедиум. 2020;(11–12):4–17. https://doi.org/10.21518/1561-5936-2020-11-12-4-17. 15. Герцик Ю.Г. Реализация экспортных проектов высокотехнологичных компаний с учетом современных тенденций в логистике. Инновации в менеджменте. 2021;1(27):4–11. About the authors
Yuriy G. Gertsik
Moscow State Technical University named after N.E. Bauman
References
- Герцик Ю.Г., Герцик Г.Я. Развитие потенциала российских компаний в области производства и экспорта высокотехнологичного медицинского оборудования. Бизнес. Образование. Право. 2020;1(50):50–54.
- Герцик Ю.Г. Значение и особенности маркетинга инноваций в медицинской промышленности. Маркетинг в России и за рубежом. 2020(4):79–86.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 №687 «О государственной поддержке организаций на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции, в том числе продукции фармацевтической и медицинской промышленности, на внешних рынках». Официальный Интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105070001. Дата обращения: 21.05.2021.
- Правительство профинансирует сертификацию российских препаратов за рубежом. Коммерсантъ. 2021. 11 мая. С. 2. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4802781. Дата обращения: 21.05.2021.
- Российский рынок медицинских изделий. Итоги 2020 года. Интернет-портал «НТЦ «Медитэкс» Режим доступа: https://meditex.ru/news_all/RossiyskiyrynokmeditsinskikhizdeliyItogi2020goda. Дата обращения: 21.05.2021.
- Акимов И. Москва – российский лидер по экспорту медицинской продукции. Газета.ру. 2020. 13 окт. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/10/12/13317241.shtml Дата обращения: 21.05.2021.
- RNC Pharma предоставляет информацию относительно активности экспортных поставок ЛП из России по итогам сентября и I–III кв. 2020 г. Аналитическая компания RNC Pharma. 7 декабря 2020 года. Режим доступа: https://rncph.ru/news/07_12_2020. Дата обращения: 21.05.2021.
- Герцик Ю.Г. Национальные проекты как инструмент обеспечения экономической и биологической безопасности России (часть 1). В центре экономики. 2021;(1):33–42.
- Герцик Ю.Г., Омельченко И.Н. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана; 2020. 190 с.
- Правительство утвердило правила предоставления грантов на разработку лекарств и медицинских изделий. Официальный сайт Правительства РФ, 23.12.2020. Режим доступа: http://government.ru/news/41198. Дата обращения: 21.05.2021.
- Правительство утвердило перечень современных технологий для специальных инвестиционных контрактов. Официальный сайт Правительства РФ, 04.12.2012. Режим доступа: http://government.ru/docs/41027. Дата обращения: 21.05.2021.
- Минпромторг России назвал сроки принятия стратегии «Фарма 2030». Информационная сеть «Техэксперт». Режим доступа: https://cntd.ru/news/read/minpromtorg-rossii-nazval-sroki-prinyatiya-sрtrategiifarma-2030. Дата обращения: 21.05.2021.
- Российская фармацевтическая отрасль в горизонте 2030. Аналитический обзор. Биофармацевтический кластер «Северный». 2021. 62 с.
- Джилиссен Э., Маллиган К., Тоттман С., Троен П. Гибкое управление запасами: страхование поставок лекарственных средств. Ремедиум. 2020;(11–12):4–17. https://doi.org/10.21518/1561-5936-2020-11-12-4-17.
- Герцик Ю.Г. Реализация экспортных проектов высокотехнологичных компаний с учетом современных тенденций в логистике. Инновации в менеджменте. 2021;1(27):4–11.