Indicative indicators of implementation of the essential medicine provision program in subjects of the Russian Federation in 2020: analysis of regional features

Abstract


In the study there were analysed the indicative indicators of the implementation of the federal program «Essential Medicine Provision» in 23 constituent entities of the Russian Federation.The purpose of this study was to analyse the features of the implementation of the federal program in the constituent entities of the Russian Federation in 2020.Materials and methods. The data were received in the form of responses to specially developed request cards from the health authorities of the constituent entities of the Russian Federation. In the study there were used methods of comparative, structural, logical and content analysis, as well as the method of grouping data.Results. The results obtained in the course of the study indicate a significant variation in the values of the indicators of the implementation of the federal program, which may be due to differences in the contingent of beneficiaries, in the structure of their morbidity, as well as in the structure of the range of prescribed medicines. The amount of actual costs per month per 1 beneficiary who applied in the studied subjects of the Russian Federation exceeded the standards of financial costs per month established by the Decree of the Government of the Russian Federation per citizen receiving state social assistance in the form of a set of social services.Discussion. The results obtained confirm the previously identified problems in the field of preferential medicine provision, caused by the refusal of federal beneficiaries to receive state social assistance in the form of a set of social services in favor of monetary compensation.Conclusion. The creation of a unified federal register of citizens entitled to the provision of medicines, medical devices and specialized health food products at the expense of budgetary allocations from the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation represents a promising opportunity for correct forecasting and accounting of the expenditure of public funds, as well as monitoring the correctness of prescriptions and quality of medical care.

Full Text

Введение Программа «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» (ОНЛП) является основной федеральной программой льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО), которая предусматривает обеспечение законодательно закрепленных льготных категорий граждан лекарственными препаратами (ЛП) в соответствии со стандартами медицинской помощи за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета субъектам РФ [1-4]. Программа ОНЛП реализуется по принципу социального страхования, которое предполагает получение набора социальных услуг (НСУ), в том числе ЛЛО, не всеми гражданами, отнесёнными к льготным категориям, а теми, которые имеют действительную потребность в ЛП в связи с заболеванием [2]. В то же время в связи с тем, что с 2006 г. за федеральными льготополучателями законодательно закреплена возможность отказа от НСУ и получения ежемесячной денежной выплаты, это нарушило сам принцип страхования и привело к тому, что в системе остались пациенты с тяжёлыми заболеваниями, стоимость лечения которых превышала устанавливаемые постановлениями Правительства РФ нормативы затрат [2, 4, 5]. В настоящее время право на получение натуральных льгот в рамках программы ОНЛП сохранили не более 20% жителей РФ (в основном это граждане с хроническими заболеваниями). Как следствие - в регионах РФ возникает дефицит финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на закупку необходимых ЛП для федеральных льготополучателей [1, 4, 5]. Ещё одна проблема - переход пациентов, выбравших денежную компенсацию, в региональный сегмент ЛЛО, что привело к дополнительной финансовой нагрузке на бюджеты субъектов РФ. Несмотря на произошедшие в 2021 г. положительные изменения в законодательном регулирования для решения сложившейся проблемной ситуации в сфере ЛЛО (создание единого Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение ЛП, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; унифицированное обеспечение льготополучателей федерального и регионального/территориального уровней ответственности ЛП в объёме не менее, чем это предусмотрено списком жизненно необходимых и важнейших ЛП; укрупнение закупок), научный интерес представляет изучение региональных особенностей реализации программы ОНЛП 74. Показатели реализации программы ОНЛП могут различаться между субъектами РФ из-за отличий в структуре заболеваемости льготополучателей, объёмах финансирования, ассортименте назначаемых ЛП и др. [3]. Полученные значения показателей реализации программы ОНЛП могут быть использованы при рассмотрении органами управления здравоохранением возможностей рационального расходования бюджетных ассигнований на уровне конкретных регионов. Целью данной работы было изучение особенностей исполнения программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г. Материалы и методы Материалами исследования являлись данные, полученные от органов управления здравоохранением субъектов РФ в ответ на запросы, оформленные в виде специально разработанных карт, а также данные Росстата, Росздравнадзора 75. Анализ проводился на материалах 24 субъектов РФ: •6 субъектов Северо-Западного федерального округа: города федерального значения Санкт-Петербург, Псковской, Новгородской областей, Республик Карелия, Коми, Ненецкого автономного округа; •4 субъектов Центрального федерального округа: Белгородской, Калужской, Курской, Тульской областей; •3 субъектов Приволжского федерального округа: Республики Марий Эл, Нижегородской области, Удмуртской Республики; •3 субъектов Дальневосточного федерального округа: Чукотского автономного округа, Республики Бурятия, Хабаровского края. •3 субъектов Сибирского федерального округа: Новосибирской, Томской областей, Красноярского края; •3 субъектов Южного федерального округа: города федерального значения Севастополь, Республики Крым, Республики Калмыкия; •1 субъекта Уральского федерального округа: Ямало-Ненецкого автономного округа; •1 субъекта Северо-Кавказского федерального округа: Чеченской Республики. С учётом административно-территориального деления РФ в выборку исследования вошло примерно 28% регионов страны. re202104.4htm00091.jpg При анализе использованы методы структурного, сравнительного, логического, контент-анализа, а также метод группировки данных. Программа исследования представлена в табл. 1. Результаты Анализ основных характеристик реализации программы ОНЛП по данным 23 субъектов РФ показал, что в 2020 г. объём финансирования в этих регионах варьировал от 23,6 до 2366,3 млн руб. (медиана - 364,58 млн руб.). Максимальные значения объёма финансирования (более 1 млрд руб.) ожидаемо имели субъекты РФ с наибольшей численностью населения (Санкт-Петербург, Красноярский край, Новосибирская область). Объем затрат на ЛП по программе ОНЛП напрямую был связан с общим объёмом финансирования программы (r = 0,94; р < 0,05). В общей сложности в 2020 г. в рамках программы ОНЛП федеральные льготополучатели 23 субъектов РФ получили ЛП на сумму 10,26 млрд руб. Медиана затрат на ЛП составила 338,1 млн руб. (29,1-1889,1 млн руб.). Максимальные значения также отмечены в Санкт-Петербурге, Красноярском крае и Новосибирской области (табл. 2). re202104.4htm00093.jpg Для 4 субъектов РФ (Белгородская, Тульская области, Республика Карелия, Хабаровский край), по которым были доступны данные за 2018 и 2019 гг., среднее изменение (стандартное отклонение) общего объёма финансирования в 2020 г. относительно 2019 г. составило +2,88% (0,59%), соответствующее изменение объёма затрат на ЛП - +8,75% (12,12%). Изменения значений индикативных показателей в 2020 г. относительно 2018 г. составили -4,00% (5,61%) и +20,89% (24,67%) соответственно. Таким образом, в этих субъектах РФ в 2018-2020 гг. финансовые показатели программы ОНЛП оставались относительно стабильными с тенденцией к увеличению затрат на ЛП. Наибольшее количество льготополучателей с правом на ЛЛО по программе ОНЛП проживают в тех же субъектах РФ рассматриваемой выборки, которые имели наибольший объём финансирования программы (табл. 1). Минимальные количества федеральных льготополучателей (не более 10 тыс. человек) зарегистрированы в Ненецком и Чукотском автономном округах, Республике Калмыкии (регионы с наименьшими объёмами финансирования). В 4 субъектах РФ с доступными за 2018-2020 гг. данными среднее изменение (стандартное отклонение) количества льготополучателей в 2020 г. относительно 2019 г. составило -0,12% (6,62%), в 2020 г. относительно 2018 г. количество льготополучателей незначительно сократилось на 1,7% (5,31%). Полученные данные свидетельствуют об относительном постоянстве количества граждан, имеющих право на ЛЛО, в субъектах РФ и в России в целом. При анализе доли федеральных льготополучателей в общей численности населения субъекта РФ определено, что медиана значения этого показателя составляла 2,7% (1,6-7,8%; табл. 3). Наибольшая доля федеральных льготополучателей от общей численности населения субъекта РФ (более 3,0%) отмечена в Ненецком и Чукотском автономном округах, Красноярском крае. Отмечены отличия в доле граждан, сохранивших право на получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде НСУ, в субъектах РФ, при этом медиана составляла 33,0% (диапазон 5,7-99,0%), что согласуется с данными 2018-2019 гг. [6]. К субъектам РФ, в которых более 50% граждан сохранили право на льготное получение социальных услуг в натуральном виде, относятся Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Из проанализированных регионов наименьшее значение этого показателя отмечено в Тульской области (5,7%) и Республике Марий Эл (13,0%). По показателю «Доля лиц, сохранивших право на получение ГСП в виде НСУ» нами выделены несколько типологических групп: •регионы с высоким значением этого показателя (более 40%): Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Красноярский край; •регионы со значением этого показателя в диапазоне 20-40%: Новосибирская, Калужская, Курская области, г. Санкт-Петербург, Хабаровский край и др.; •субъекты РФ со значением этого показателя менее 20%: Тульская, Белгородская, Псковская, Нижегородская области, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика и др. В каждом из 23 субъектов РФ (с доступными по показателю «Обращаемость федеральных льготополучателей за получением ЛП по программе ОНЛП» данными) не менее 40% граждан из общего числа лиц, сохранивших право на ЛЛО, обращались в медицинскую организацию, - в рамках программы ОНЛП им были назначены ЛП. По данному индикативному показателю выделены несколько типологических групп: •регионы с высоким значением показателя (более 60%): Псковская, Тульская, Калужская области, Красноярский край, Ненецкий автономный округ и др.; •регионы со значением этого показателя в диапазоне 50-60%: Белгородская, Новосибирская области, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Удмуртская Республика и др.; •регионы со значением этого показателя менее 50%: Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Республика Марий Эл. re202104.4htm00095.jpg В целом на основании динамики изменения показателей «доля льготополучателей в общей численности населения», «доля лиц, сохранивших право на получение ГСП в виде НСУ» и «обращаемость федеральных льготополучателей за получением ЛП по программе ОНЛП» в субъектах РФ с доступными за 2018-2020 гг. данными можно отметить, что в этот период их значения не претерпевали существенных изменений. Следует отметить, что показатель «Обращаемость федеральных льготополучателей за получением ЛП по программе ОНЛП» практически не зависит от доли лиц, сохранивших право на получение НСУ по программе ОНЛП (r = -0,23; р > 0,05). re202104.4htm00097.jpg В 2020 г. в проанализированных субъектах РФ по программе ОНЛП было выписано более 7,5 млн рецептов (табл. 4). На одного обратившегося льготополучателя (с учётом доли лиц, сохранивших право на получение НСУ в натуральном виде по программе ОНЛП, и обращаемости) в среднем в год выписывается 14 рецептов (диапазон 1-24 рецепта), что согласуется с данными для других субъектов РФ за 2018-2019 гг. Для 4 субъектов РФ с доступными данными за 2018 и 2019 гг. среднее изменение (стандартное отклонение) количества выписанных рецептов в 2020 г. относительно 2019 г. составило -0,83% (3,91%), изменения относительно 2018 г. - +7,64% (24,61%). Тенденций в изменении количества рецептов не выявлено. Законодательно утверждённый норматив финансовых затрат на каждого федерального льготополучателя в 2020 г. составлял 886 руб. 40 коп. в месяц [6]. В то же время медиана фактических затрат в исследуемых субъектах РФ - 2132,90 руб. (25,03-29847,49 руб.), что превышает значения показателя в 2018-2019 гг. в рамках ранее проведённого исследования (1723,0 руб. в 2018 г. и 1526,8 руб. в 2019 г.). Средняя стоимость одного рецепта (стандартное отклонение) в рамках программы ОНЛП составила 1783,8 руб. (809,1 руб.), что несколько превышает значения 2018-2019 гг. [3, 9]. В целом на примере 4 субъектов РФ с данными за 2018-2020 гг. отмечена тенденция к увеличению фактических расходов на одного обратившегося льготополучателя и стоимости 1 рецепта в среднем (стандартное отклонение) на 15,9 ± 17,9 и 14,4 ± 21,4% соответственно по отношению к 2019 г. и на 14,7 ± 7,4 и 17,7 ± 32,6% соответственно по отношению к 2018 г. Обсуждение Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о значительном варьировании значений основных показателей реализации программы ОНЛП. Тем не менее имеется ряд общих закономерностей. Варьирование показателей «Фактические затраты на одного льготополучателя в месяц» и «Средняя стоимость одного рецепта» в субъектах РФ в 2020 г. может быть обусловлено различиями в контингенте льготополучателей, структуре их заболеваемости, структуре ассортимента закупаемых по программе ОНЛП препаратов. В то же время сумма фактических затрат в месяц на 1 обратившегося льготополучателя в исследуемых субъектах РФ (являющихся в некоторой степени репрезентативной выборкой для оценки осуществления программы ОНЛП в России в целом) превышали установленные Постановлением Правительства РФ нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего ГСП в виде НСУ. Полученные результаты в очередной раз подтверждают идентифицированные ранее проблемы в сфере ЛЛО, обусловленные массовым отказом федеральных льготников от получения ГСП в виде НСУ 76. В связи с отказом большинство федеральных льготополучателей (около 80%) от права получать ГСП в виде НСУ по факту нарушается принцип социального страхования. В итоге в программе ОНЛП преимущественно остаются пациенты с тяжёлыми заболеваниями, которым в том числе необходимы и дорогостоящие препараты [1, 7]. Несмотря на то что в нашем исследовании не получены статистически достоверные взаимосвязи между средней стоимостью 1 рецепта, фактическими затратами и долей граждан, сохранивших право на ГСП в виде НСУ, это может означать наличие более сложной связи между данными показателями (с учётом социально-экономических и демографических особенностей субъектов РФ). Выявленное несоответствие между нормативом и фактическими затратами также может быть косвенным подтверждением недостаточности в федеральной программе средств на полное покрытие потребности в ЛП [8, 9]. Заключение Создание единого Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение ЛП, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, представляет собой перспективную возможность для корректного прогнозирования и учёта расхода государственных средств, а также контроля правильности назначений и качества оказываемой медицинской помощи.

About the authors

I. K. Petrukhina

Samara State Medical University

Email: i.k.petrukhina@samsmu.ru

R. I. Yagudina

I. M. Sechenov First Moscow State Medical University


T. K. Ryazanova

Samara State Medical University


A. I. Khusainova

Samara State Medical University


A. V. Egorova

Samara State Medical University


P. R. Blinkova

Samara State Medical University


References

  1. Александрова О. Ю., Нагибин О. А., Бурцева М. Н. Реализация программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) - проблемы регионов // Ремедиум. 2015. № 12. С. 62-65. doi: 10.21518/1561-5936-2015-12-62-65.
  2. Тельнова Е. А. Программе ДЛО-ОНЛС 10 лет // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 5. С. 143-147.
  3. Петрухина И. К. Анализ индикативных показателей реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами населения Приволжского федерального округа // Аспирантский вестник Поволжья. 2018. № 1-2. С. 25-32. doi: 10.17816/2075-2354.2018.18.25-32.
  4. Ковалева К. А., Наркевич И. А., Немятых О. Д., Васягина Ю. А. Анализ федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения // Ремедиум. 2019. № 3. С. 54-58. doi: 10.21518/1561-5936-2019-3-54-58.
  5. Тельнова Е. А., Проклова Т. Н. Программа продолжает работать, а проблемы остаются // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019. № 2. С. 99-112. doi: 10.25742/NRIPH.2019.02.013.
  6. Петрухина И. К., Ягудина Р. И., Рязанова Т. К., Куркин В. А. и др. Анализ реализации федеральной программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами в субъектах Российской Федерации // Фармация и фармакология. 2020. Т. 8, № 4. С. 273-284. doi: 10.19163/2307-9266-2020-8-4-273-284.
  7. Лукъянцева Д. В., Мельникова Л. С., Татаринов А. П. Международный опыт лекарственного обеспечения населения в амбулаторном секторе // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2017. № 4. С. 44-52. doi: 10.17749/2070-4909.2017.10.4.044-052.
  8. Тельнова Е. А. Эксперимент, опередивший время: о московском эксперименте по изменению (упорядочению) оплаты за лекарственные средства, отпущенные по льготным рецептам // Ремедиум. 2019. № 10. С. 70-75. doi: 10.21518/1561-5936-2019-9-16-25.

Statistics

Views

Abstract - 2

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies