The role of the clinical pharmacist-in-charge in inter-professional collaboration: a view of specialists from different countries

Cover Page

Abstract


The representatives of regulators, professional communities, academic science, practitioners, and university professors from different countries of all continents discussed numerous examples of implementation of the concept of strengthening and expanding the role of clinical pharmacists-in-charge in the patient-oriented medical care system at the 78th Congress of the International Pharmaceutical Federation (FIP). The international community is actively addressing the issues of filling the pharmaceutical profession with new content. The education of pharmacists is unique and creates prerequisites for the creation and implementation of inter-professional collaboration models to provide patients with personalized care and improve treatment outcomes.

Full Text

44 1–2 12••2018 МЕНЕДЖМЕНТ Н.В. ЧУКРЕЕВА¹, д.фарм.н., Е.А. МАКСИМКИНА², д.фарм.н., профессор ¹ АО «Сервье», Москва, Россия ² ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия 10.21518 / 1561–5936–2018–12-44-50 О роли клинического провизора в межпрофессиональном сотрудничестве: взгляд специалистов разных стран На 78-м конгрессе Международной фармацевтической федерации (FIP) представители регулирующих органов, профессиональных сообществ, академической науки, практики, преподаватели высших учебных заведений из разных стран всех континентов обсудили многочисленные примеры реализации концепции усиления и расширения роли клинических провизоров в пациентоориентированной системе медицинской помощи. Международное сообщество активно решает вопросы наполнения фармацевтической профессии новым содержанием. Образование провизоров является уникальным и создает предпосылки к созданию и внедрению моделей межпрофессионального сотрудничества для обеспечения пациентов персонализированной помощью и улучшения исходов терапии. 2–6 сентября 2018 г. в г. Глазго (Шотландия) под эгидой Меж‑ дународной фармацевтической федерации (FIP) проходил 78‑й международный конгресс «Фарма‑ ция: результаты преобразований (Pharmacy; transforming outcomes)». В этом году конгресс собрал рекорд‑ ное число участников – более 3 000, в числе которых были предста‑ вители фармацевтической науки и практики, фармацевтической SUMMARY Keywords: pharmacist, inter-professional teams, cooperation, drugs, training, education T he representatives of regulators, professional communities, academic science, practi‑ tioners, and university professors from different countries of all continents discussed numerous examples of implementation of the concept of strengthening and expanding the role of clinical pharmacists-in-charge in the patient-oriented medical care system at the 78th Congress of the International Pharmaceutical Federation (FIP). The interna‑ tional community is actively addressing the issues of filling the pharmaceutical profession with new content. The education of pharmacists is unique and creates prerequisites for the creation and implementation of inter-professional collaboration models to provide patients with personalized care and improve treatment outcomes. N.V. CHUKREEVA¹, Dr. of Sci. (Pharm.), E.A. MAKSIMKINA², Dr. of Sci. (Pharm.), Professor ¹ Servier JSC, Moscow, Russia ² Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University), Moscow, Russia The role of the clinical pharmacist-in-charge in inter-professional collaboration: a view of specialists from different countries Ключевые слова: провизор, межпрофессиональные команды, сотрудничество, лекарственные препараты, обучение, образование промышленности, профессиональ‑ ных ассоциаций, международных экспертных организаций, нацио‑ нальных, региональных и междуна‑ родных регуляторных органов. Кон‑ гресс FIP предоставил возможность для обсуждения самых актуальных вопросов. Были заявлены четыре направления дискуссий: A. От испытаний до постели пациента – наилучшие практики фармацевтической помощи (from bench to bedside: advancing pharmaceutical care). Выступления докладчиков раскрывали вопро‑ сы (включая этические аспекты) использования новейших техноло‑ гий и подходов к внедрению персо‑ нализированной терапии. Профес‑ сионалы фармацевтической дея‑ тельности обсуждали возможные механизмы преобразования дости‑ жений в исследованиях лекарствен‑ ных средств, разработках новых составов лекарственных форм, способов доставки лекарственных средств для медицинского приме‑ нения, аптечном изготовлении, математическом моделировании в практические результаты, значи‑ мые как для отдельных пациентов, так и для населения в целом. О роли клинического провизора B. Партнерство в здравоохранении (partners in health). В центре внимания находились новые прак‑ тики сотрудничества специалистов здравоохранения, трансформация образовательных программ и моде‑ лей проведения исследований. Про‑ визоры-практики и представители фармацевтической науки не могут быть изолированы от других специ‑ алистов здравоохранения. В связи с этим актуальным является поиск наилучших моделей межпрофесси‑ онального сотрудничества и обсуж‑ дение международного опыта рабо‑ ты междисциплинарных команд. C. Расширение прав и полномочий в медицине (empowered for health). Особое внимание было уде‑ лено развитию лидерских качеств, способностей руководителя у пред‑ ставителей нынешнего и последую‑ щих поколений провизоров-прак‑ тиков и научных сотрудников. Целенаправленная работа по дости‑ жению непрерывного обучения в течение всего периода профес‑ сиональной деятельности включа‑ ет в себя инновационные подходы к методам распространения новых знаний посредством определения ключевых компетенций или сово‑ купности навыков и умений наря‑ ду с совершенствованием подходов к эффективному взаимодействию. Одним из условий достижения перехода здравоохранения к ори‑ ентированности на пациента явля‑ ется кардинальное изменение прав и полномочий фармацевтических работников на основе новейших достижений в фармацевтической науке и практике. D. Направленность (ориентированность) на задачи, представляющие для различных направлений фармацевтической науки и практики наибольший интерес (targeting special interests). Все четыре направления обсуж‑ дения отражали комплекс вопро‑ сов по использованию наилучших инновационных методов работы в клинической практике, при про‑ ведении исследований, в образова‑ тельной деятельности с целью пре‑ образования результатов лечения пациентов в глобальные тренды трансформации систем охраны здо‑ ровья населения [1]. В данной статье мы рассмотрим ключевой аспект, объединяющий все дискуссии на 78‑м конгрессе FIP, а именно непрерывно возрастаю‑ щую роль фармацевтических работ‑ ников в межпрофессиональном сотрудничестве с целью достижения ожидаемой пользы и реализации всех преимуществ лекарственной терапии как для индивидуального пациента, так и для системы здра‑ воохранения в целом. По наблю‑ дениям специалистов из всех частей света, «the one-size-fit-all approach» – единый универсальный подход к лечению разных пациен‑ тов – терпит поражение. Фарма‑ цевтические работники и научные сотрудники являются специалиста‑ ми, имеющими уникальное образо‑ вание и профессиональную квали‑ фикацию, они занимают исключи‑ тельное положение в системе оказа‑ ния персонализированной помощи, предназначенной для улучшения исходов терапии [2]. На протяжении последнего десятилетия FIP зани‑ мает ведущую позицию в развитии и преобразовании фармацевтиче‑ ской профессии с целью раскрытия и полноценного применения уни‑ кальных знаний и умений высоко‑ квалифицированных специалистов. На основе проведенного логико-се‑ мантического анализа широко упо‑ требляемых в российском здраво‑ охранении терминов и понятий, относящихся к экспертизе и уров‑ ням квалификации фармацевтиче‑ ских работников, мы постараемся прояснить две часто встречающи‑ еся неточности. Уточнение счита‑ ем необходимым для корректного обсуждения вопроса: expertise в английском языке  означает опыт, квалификацию, компетенции, уровень компетент‑ ности, знания, подготовку, эруди‑ цию, владение специальными зна‑ ниями и экспертным потенциалом. Таким образом, в английском языке данное понятие относится к ква‑ лификации специалиста [3]. В рус‑ ском языке использование понятия 45 «экспертиза» относится к рассмо‑ трению, исследованию каких‑либо вопросов, решение которых требу‑ ет специальных знаний в области науки, техники, искусства и т. д. Таким образом, русский язык при‑ меняет понятие «экспертиза» к про‑ цессу оценки. В русском языке поня‑ тие «эксперт» применяется к члену комиссии экспертов, то есть про‑ фессионалу, который непосред‑ ственно занимается процессами оценки, рассмотрения и исследова‑ ний [4]. Вместе с тем в настоящее время участники фармацевтиче‑ ского обращения часто используют кальку, то есть простой перенос зна‑ чения слова «экспертиза» из англий‑ ского языка в русский, не принимая во внимание различий в примене‑ нии данного понятия в разных язы‑ ках. По тексту данной статьи мы используем понятие уровня компе‑ тентности как совокупность обще‑ образовательных, профессиональ‑ ных знаний, навыков, квалифика‑ ции, готовности к переподготовке, умений применить вновь приоб‑ ретаемые знания в практической деятельности [5]; в последние годы среди специа‑  листов здравоохранения и участни‑ ков фармацевтического обращения стало модным употребление квали‑ фикации «фармацевт» для обозна‑ чения как специалистов, имеющих квалификацию провизора (высшее фармацевтическое образование), так и фармацевтов (среднее специ‑ альное фармацевтическое образова‑ ние). Действительно, название про‑ фессии в русском языке отличается от общеупотребительного в между‑ народной практике англо­ язычного названия pharmacist. Историческое объективное обоснование этого различия не является предметом обсуждения в данной статье. Вме‑ сте с тем мы обращаем внимание, что провизор – специалист выс‑ шей фармацевтической квалифи‑ кации – в России соответствует уровню квалификации pharmacist на английском языке. Уровень ква‑ лификации «фармацевт» в России соответствует квалификации phar‑ maceutical technician в английском 46 1–2 12••2018 МЕНЕДЖМЕНТ языке. По мнению авторов, назва‑ ние профессии и уровней ее ква‑ лификации в России требует кор‑ ректности в употреблении. В статье имеется в виду уровень компетент‑ ности исключительно провизоров. В 1999 г. был основан World Health Professional Alliance (WHPA) – уни‑ кальный международный союз специалистов здравоохранения, который объединяет медицинских сестер, фармацевтических работ‑ ников и врачей разных специаль‑ ностей. В настоящее время WHPA представляет интересы более 23 млн специалистов здравоохра‑ нения всего мира. Членами WHPA являются Международная фарма‑ цевтическая федерация FIP, Между‑ народная медицинская ассоциация World Medical Association, Междуна‑ родная федерация стоматологов FDI World Dental Federation, Междуна‑ родный союз медицинских сестер International Council of Nurses. Бла‑ годаря своим долгосрочным ини‑ циативам WHPA играет беспреце‑ дентно важную роль в улучшении охраны здоровья населения всей планеты [6]. Межпрофессиональная практика сотрудничества обеспечи‑ вает всестороннюю, скоординиро‑ ванную, более безопасную систе‑ му здравоохранения, отвечающую потребностям пациентов, она спо‑ собствует рациональному исполь‑ зованию ограниченных ресурсов, координации действий специали‑ стов в разных областях здравоох‑ ранения, вовлечению пациентов и их семей в процессы принятия решений в отношении методов лечения, повышает уровень про‑ фессиональной удовлетворенности, способствует снижению стрессо‑ вых нагрузок и профессионального выгорания медицинских и фарма‑ цевтических работников. Указанная выше межпрофессио‑ нальная практика сотрудничества специалистов здравоохранения (Interprofessional Collaborative Prac‑ tice) становится одной из основ современного фармацевтического образования [7, 8]. Профессор кафедры клинической практики и науки управления, руководитель программы межпро‑ фессионального образования Кол‑ леджа фармации Университета Цин‑ циннати (США) Jill Martin Boone представил результаты изучения компетенций, подходов и методов обучения, необходимых для разви‑ тия знаний и навыков, требующихся при междисциплинарном сотрудни‑ честве. Современное здравоохране‑ ние представляет собой непрерыв‑ но развивающийся комплекс пере‑ довых технологий и методов лече‑ ния, это приводит к увеличению продолжительности и повышению сложности обучения, что необходи‑ мо для достижения требуемого уров‑ ня компетентности специалистов. Вместе с тем повсеместно отмеча‑ ется дефицит специалистов здра‑ воохранения. Эти причины обу‑ словливают необходимость макси‑ мального вклада всех специалистов в межпрофессиональный подход, который дает возможность собрать воедино уникальные квалификации для создания эффективной коман‑ ды, интегрирующей знания и навы‑ ки разных дисциплин здравоох‑ ранения, объединенной умением работать как одно целое. Эффек‑ тивная межпрофессиональная прак‑ тика сотрудничества обеспечивает надлежащую помощь пациентам, их семьям, лицам, обеспечиваю‑ щим уход за пациентами, обществу и улучшает результаты лечения. Пациентам межпрофессиональ‑ ная практика сотрудничества дает снижение количества осложнений, частоты и длительности госпитали‑ заций, числа клинических ошибок, уровня смертности, напряженности и конфликтности среди специали‑ стов здравоохранения, сменяемости персонала. Для общества в целом данная практика ценна тем, что уве‑ личивает уровень удовлетворенно‑ сти пациентов, лиц, обеспечиваю‑ щих уход, структур, оплачивающих расходы на оказание медицинской помощи, помогает восприятию необходимости лечения, сокра‑ щает продолжительность лечения и соответствующие затраты, улуч‑ шает исходы лечения психиатриче‑ ских расстройств, уменьшает число амбулаторных посещений. В насто‑ ящее время в научных рецензи‑ руемых изданиях уже опублико‑ ваны инициативные предложения по развитию программ обучения межпрофессиональному сотрудни‑ честву из 41 страны мира. Среди них наиболее часто встречаются статьи авторов из Великобритании, Канады, Австралии (25 публика‑ ций), из стран Ближнего Востока, Восточной Азии, несколько публи‑ каций из Латинской и Южной Америки, стран Карибского реги‑ она (всего 16). Чаще всего данные программы являются частью после‑ дипломного профессионально‑ го обучения. Используются самые разные, как очные, так и дистанци‑ онные методы: рассмотрение кон‑ кретных ситуаций; обучение работе в команде/обучение, основанное на изучении конкретных проблем; однодневные или более длитель‑ ные семинары; курсы в образова‑ тельных организациях с интегри‑ рованием других обучающихся; междисциплинарные курсы; симу‑ ляционные занятия; клиническая практика; студенческие клиники; обучение команд здравоохранения. Национальные стратегии по про‑ движению межпрофессионального сотрудничества активно развивают‑ ся в Южной Африке, Канаде, Велико‑ британии, Австралии, Японии. Выяв‑ лена необходимость оценки таких программ со стороны регуляторных органов или медицинских органи‑ заций до их внедрения. Требуется включение обучения межпрофесси‑ ональному сотрудничеству в офи‑ циальную программу образования и систему аккредитации специали‑ стов [8]. Tiffiny Diers (Медицинский колледж Университета Цинциннати, США) представил темы двух новых курсов межпрофессионального сотрудничества для всех студентов, обучающихся по программам меди‑ цинского (лечебное дело) и фарма‑ цевтического образования. Курсы являются сквозными для двух лет обучения и включают следующие темы: 1. Роль каждой профессии – права и обязанности. Дискуссионный О роли клинического провизора форум и обсуждения в тематиче‑ ских группах. 2. Межпрофессиональные команды и работа в команде. Обсуждения и работа в небольших группах. 3. Деятельность межпрофессиональ‑ ных команд. Клиническая практика. 4. Системы здравоохранения и вза‑ имодействие. Вебинар, основан‑ ный на разборе реальных случаев, например хронического болевого синдрома. 5. Взаимодействие и изменение поведения. SBIRT (Screening, Brief Intervention, Referral to Treatment): обучение программе скрининга, краткого вмешательства и направ‑ ления на лечение1, ролевая игра. 6. Этические и профессиональные принципы. Рассмотрение клиниче‑ ских случаев. 7. Работоспособность и устойчи‑ вость к профессиональному выго‑ ранию и кризисам. Дискуссионный форум и обсуждения в тематиче‑ ских группах [7]. В результате анализа успешных образовательных моделей, иденти‑ фикации новых возможностей был сделан вывод о стратегии распро‑ странения практики межпрофесси‑ онального сотрудничества на мест‑ ном, национальном и международ‑ ном уровне [8]. Представители академического образования из разных частей света обсудили разработку, внедрение и развитие в Университете Сиднея (Австралия) программы межпро‑ фессионального сотрудничества (ПМПС, Health Collaboration Chal‑ lenge – HCC), которая объединяет и интегрирует студентов всех дис‑ циплин здравоохранения: фарма‑ ции, лечебного дела, стоматологии, естественных наук, сестринского дела. Благодаря данной программе студенты в небольших межфункци‑ ональных группах разрабатывают и предлагают сценарии решений для сложных клинических слу‑ чаев на основе совместной рабо‑ ты и партнерства. Творческий подход при обсуждении ситуаций ­ клинической практики базируется на сочетании профессиональных знаний и навыков в разных дис‑ циплинах, представляемых студен‑ тами. Подобная форма совмест‑ ной работы способствует форми‑ рованию межпрофессионального сотрудничества, развивающего‑ ся в результате сочетания общих (для студентов разных специаль‑ ностей здравоохранения) компе‑ тенций и дополнительных знаний и навыков каждой конкретной про‑ фессии. Траектория учебного конти‑ нуума базируется на пациентоори‑ ентированности здравоохранения и включает в себя развитие навыков межпрофессиональной командной работы, межпрофессиональной коммуникации, распределения ролей (то есть прав и обязанностей) в практике сотрудничества с учетом ценностей и этических принципов взаимодействия. Развитие ПМПС направлено на обеспечение благо‑ получия населения в целом через межфункциональную медицинскую помощь пациентам и их семьям. В результате совместного обучения студенты приобретают практиче‑ ские навыки для достижения основ‑ ной цели сотрудничества – пар‑ тнерства членов команды специа‑ листов здравоохранения и пациен‑ та с целью совместного принятия решения на основе коллегиального и скоординированного подхода. ПМПС включает в себя оценку пред‑ лагаемых решений как со стороны других студентов такого же уровня обучения, так и со стороны препо‑ давателей. В презентации данной программы Tymothy Chen (профес‑ сор, кафедра безопасного и эффек‑ тивного применения лекарственных средств, Medication Management, Университет Сиднея, Австралия) были рассмотрены как сложности, так и преимущества ее интегриро‑ вания в чрезвычайно насыщенную программу обучения студентов. В Университете Сиднея происхо‑ дит трансформация пилотной ста‑ дии такого межпрофессионального 1 SBIRT часто используется как средство, позволяющее предупреждать и пресекать формирование зависимости и аддиктивного состояния в результате потребления психоактивных веществ, а также уменьшать потребности в лечении. (Авт.) 47 дополнительного обучения, в кото‑ ром принимало участие менее 100 студентов, в полномасштабную устойчивую стабильную программу для более чем 1 500 студентов всех специальностей здравоохранения. По результатам внедрения данной программы был сделан вывод о воз‑ можности применения такой моде‑ ли в обучении студентов и других специальностей [9]. В презентации Mariet Eksteen (фар‑ мацевтическое сообщество, Южная Африка) на эту же тему было отме‑ чено, что студенты зачастую рабо‑ тают в группах, а не в командах, демонстрируя нейтральную пози‑ цию и даже отрицание взаимодей‑ ствия вместо ожидаемой синергии. Совместному поиску решения они предпочитают принятие индивиду‑ альной ответственности, предостав‑ ляя друг другу информацию вместо коллективного выполнения зада‑ ния. Серьезной проблемой являет‑ ся отсутствие умения использовать индивидуальные знания и навы‑ ки для взаимодополнения и реа‑ лизации преимуществ командной работы. Инструментарий обучения посредством работы в команде (Team Based Learning) раскрывает для студентов и практиков основ‑ ные преимущества командной рабо‑ ты, в которой два и более специа‑ листа узнают от других и с други‑ ми, как обеспечить эффективное сотрудничество на благо пациента. Непрерывно развивающиеся про‑ граммы интерактивного сотруд‑ ничества обучают навыкам рабо‑ ты в командах, взаимодействию с однокурсниками, непрерывному профессиональному образованию, способам переквалификации. Д-р Mariet Eksteen представила развитие пирамиды интерактивного обуче‑ ния, в которой совместные обсуж‑ дения, практическая деятельность превалируют над пассивными вида‑ ми обучения, такими как прослуши‑ вание лекций студентами, самосто‑ ятельное чтение текстов, усвоение аудио- и видеоматериалов. Обуче‑ ние посредством работы в команде обеспечивает одновременную рабо‑ ту над одной значимой проблемой, 48 1–2 12••2018 МЕНЕДЖМЕНТ выбором решения из предлагаемого студентами множества вариантов, совместным представлением ответа по изученной проблеме. Автором был обоснован вывод о значимости использования программ межпро‑ фессионального сотрудничества в модели фармацевтического обуче‑ ния XXI в. [10]. Представители органов, регулиру‑ ющих обращение лекарственных средств, и практики здравоохра‑ нения акцентировали внимание на роли образовательных органи‑ заций в подготовке фармацевтиче‑ ских работников, в полной мере готовых к непрерывному профес‑ сиональному образованию для реа‑ лизации их прав и обязанностей в системе межпрофессионального сотрудничества с целью обеспече‑ ния пациентов персонализирован‑ ной помощью и улучшения исходов терапии. Mark Tomotey (Chief Pharmaceutical Officer), руководитель фармацевти‑ ческого направления Департамен‑ та здравоохранения и социальных вопросов Северной Ирландии, отметил возрастание негативных последствий применения суще‑ ствующих моделей предоставления медицинской помощи и необхо‑ димость их совершенствования. В числе стратегических целей трансформации здравоохранения были указаны предоставление каче‑ ственной помощи при снижении затрат и возрастание роли фарма‑ цевтических работников в интегри‑ рованном взаимодействии [11]. В Онтарио (Канада) фармацевти‑ ческие работники уже более деся‑ ти лет являются частью команд первичной помощи пациентам. До 2003 г. всего несколько прови‑ зоров участвовало в работе межпро‑ фессиональных команд, в настоя‑ щее время их число превысило 170. К обязанностям фармацевтических работников относится и управление безопасным и эффективным при‑ менением лекарственных средств пациентами. С 2005 г. в Онтарио действует практика оказания помо‑ щи здоровью семьи. Данная модель отличается гибкостью и адаптиру‑ ется под потребности семей паци‑ ентов, проживающих в том числе и в удаленных местах, в сельской местности, помощь которым предо‑ ставляется 7 дней в неделю. Членами мультипрофессиональных команд являются врачи, провизоры, меди‑ цинские сестры, диетологи, специ‑ алисты по реабилитации, социаль‑ ные работники и представители иных профессий. Результаты иссле‑ дования IMPACT (Ontario based, www.impactteam.info 2003–2007 гг.) продемонстрировали целесообраз‑ ность и значимость интегрирова‑ ния провизоров в практику оказа‑ ния семейной помощи. Как мини‑ мум одна проблема, обусловленная приемом лекарственных препара‑ тов, была выявлена у 93,8 % пациен‑ тов, принявших участие в исследо‑ вании. Всего было выявлено 3 974 подобные проблемы, в среднем по 4,4 на каждого пациента. Чаще всего выявляемые проблемы рас‑ пределились следующим образом: 27 % – пациент не получал необ‑ ходимую лекарственную помощь; 16,5 % – пациент надлежащим обра‑ зом не принимал назначенные лекарственные препараты; 16,2 % – пациент принимал недостаточное количество лекарственных препа‑ ратов. Были идентифицированы 315 актуальных или потенциальных нежелательных явлений при при‑ еме лекарственных препаратов. В результате участия провизоров в исследовании ими было дано 5 795 рекомендаций для 931 пациента (6,2 в пересчете на одного пациен‑ та). Примерно 30 % рекомендаций относились к пациентам с диагно‑ зами артериальной гипертонии, гиперлипидемии и сахарного диа‑ бета. Около 11 % рекомендаций получили пациенты, страдающие психическими расстройствами, 50 % рекомендаций имели отношение С 2010–2012 гг. в англосаксонских странах: Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии – провизоры имеют право выписывать и назначать рецептурные лекарственные препараты на основании национальных или местных (в конкретных штатах США) законодательных актов, определяющих правила и порядок назначения лекарственных средств. (Авт.) 2 к назначениям с периодом ожи‑ дания терапевтического эффекта менее 6 месяцев. По результатам исследования был сделан вывод о значимости участия провизоров для улучшения мониторинга приема лекарственных препаратов и повы‑ шения эффективности их приме‑ нения. Клиническим индикатором являлось улучшение показателей уровня холестерина и уровня кровя‑ ного давления пациентов2. В 2016 г. в Онтарио была основана рабочая группа провизоров для семейной помощи (ImPACT). В результате изу‑ чения опыта интегрирования про‑ визоров в межпрофессиональные команды было выявлено, что оно обеспечивает: для фармацевтических работ‑  ников – эффект «эмоциональных качелей», дальнейшее развитие про‑ фессиональной роли (прав и обя‑ занностей), новые коммуникаци‑ онные задачи с другими членами команды и с администраторами практической деятельности, соб‑ ственные размышления о своей профессии и ее месте в системе здравоохранения, формирование новых навыков, признание/недо‑ вольство тем, что интеграция тре‑ бует времени, адаптации к новым условиям работы; для врачей – постепенное раз‑  витие уровня удовлетворенности межпрофессиональным сотруд‑ ничеством, формирование уровня безопасности (полномочий меди‑ цинской юрисдикции в отношении форм практики, распределения процедур деятельности), выявле‑ ние новых возможностей и пре‑ имуществ (новые мнения, эконо‑ мия времени, укрепление доверия к собственным действиям, возмож‑ ность междисциплинарного обуче‑ ния на практике, высвобождение ресурсов). Приведены следующие примеры прямой помощи провизоров паци‑ ентам: корректировка инсулино‑ терапии, перевод на иные формы инсулинов, консультирование по вопросам инсулинотерапии для пациентов, направляющих‑ ся в поездки; консультирование О роли клинического провизора по новым лекарственным препара‑ там для лечения сахарного диабе‑ та и щадящим методам гликеми‑ ческого контроля для ослабленных и пожилых пациентов; консультиро‑ вание по приему антидепрессантов при нарушениях обмена веществ; консультирование по приему анти‑ коагулянтов, дозировкам антибио‑ тиков у пациентов с нарушением функции почек; стимулирование пациентов к изменению образа жизни и внедрение для этой цели практики мотивирующих обсужде‑ ний; помощь пациентам в самокон‑ троле и постановке целей сохране‑ ния здоровья; разработка индивиду‑ альных планов помощи пациентам и др. Провизоры являются консультан‑ тами и проводят обучение своих коллег по межпрофессионально‑ му сотрудничеству относительно порядка действий при выявлении нежелательных реакций и взаимо‑ действия лекарственных препара‑ тов. В настоящее время межпрофес‑ сиональное сотрудничество с уча‑ стием фармацевтических работни‑ ков аптек и больниц развивается и в таких направлениях, как пер‑ вичная помощь, лекарственное обе‑ спечение, разработка руководств, учреждение организаций, защища‑ ющих и отстаивающих права про‑ фессионального сообщества. Ана‑ лиз повседневной работы демон‑ стрирует значимость деятельности фармацевтических работников для пациентов и системы здравоох‑ ранения в целом [12]. В настоящее время во многих стра‑ нах на разных континентах рас‑ тет профессиональная занятость клинических провизоров в систе‑ ме оказания медицинской помощи как в стационарах, так и в амбула‑ торном звене. Провизоры являются частью межпрофессиональных команд и в Бразилии, где насчитывается 44 000 государственных центров первичной медицинской помо‑ щи для пациентов и их семей. Для людей, живущих традицион‑ ным укладом в долине реки Амазон‑ ки, в местах с низкой плотностью населения, центры первичной медицинской помощи, в которых работают врач, провизор, стомато‑ лог, медицинская сестра и вспомо‑ гательный персонал, организованы на речных судах. Провизоры полно‑ стью интегрированы в совместную работу, выполняя следующие обя‑ занности: выявление лекарствен‑ ных и иных потребностей паци‑ ентов, обусловленных их образом жизни; планирование и организа‑ ция медицинской помощи с учетом традиций, культурных особенно‑ стей, жизненных планов пациентов; планирование лекарственного обе‑ спечения; участие в медицинских осмотрах пациентов, проводимых врачами или медицинскими сестра‑ ми, и оценка соответствия терапии потребностям пациентов. В город‑ ских центрах первичной медицин‑ ской помощи провизоры участвуют в обсуждении клинических случа‑ ев и полностью вовлечены в кли‑ ническую практику. И в сельских, и в городских условиях межпрофес‑ сиональные команды, включающие провизоров, выполняют патронаж пациентов на дому. Работа в межпрофессиональных командах обеспечивает наполне‑ ние фармацевтической профес‑ сии клиническим содержанием, не ограничивая роль провизора отпуском лекарственных пре‑ паратов и фармацевтическим консультированием [13]. Развитие программы безопасно‑ го применения лекарственных препаратов было представлено Министерством здравоохранения Омана. Провизоры из разных реги‑ онов страны проходят подготовку на специально организованных курсах, 45 руководств и процедур были приняты для стандартиза‑ ции фармацевтической практики в больницах, подведомственных Министерству здравоохранения, организована информационная база автоматизации поддержки принятия клинических решений, составлены электронные форму‑ лярные списки лекарственных средств, контролируемые системой здравоохранения, создана система 49 уведомлений и отчетности по неже‑ лательным явлениям и по выяв‑ ленным отклонениям качествен‑ ных характеристик лекарственных препаратов. В результате иссле‑ дования, проведенного в период с января по апрель 2017 г., было выявлено 2 956 ошибок 5 типов в назначении лекарственных пре‑ паратов. Наиболее часто встреча‑ лись ошибки в выписке/назначении лекарственного препарата (2 646), дозировке (33,8 %), частоте прие‑ ма (23,3 %), лекарственной форме (12,3 %). Провизоры обеспечивают больницы обучающими материала‑ ми для пациентов и являются чле‑ нами терапевтических комитетов в каждом стационаре. Провизорами внедрена система двойного кон‑ троля назначений лекарственных препаратов, для средств контроли‑ руемого списка действует система тройного контроля. Провизоры определяют возможность совмест‑ ного применения лекарственных препаратов разных фармакотера‑ певтических групп. На националь‑ ном уровне провизоры организуют регулярные акции по разъяснению принципов безопасного приме‑ нения лекарственных препаратов. Обучающие сессии для пациентов организуются фармацевтическими работниками больниц в месяц рама‑ дан, в День пациентов с астмой, День пациентов, страдающих сахарным диабетом. Провизоры осуществляют мониторинг состояния пациентов, принимающих варфарин [14]. Представители регулирующих органов, профессиональных сооб‑ ществ, академической науки, прак‑ тики, преподаватели высших учеб‑ ных заведений из разных стран всех континентов представили для обсуждения многочисленные примеры уже внедренной и актив‑ но развивающейся концепции уси‑ ления и расширения роли (прав и полномочий) клинических про‑ визоров в пациентоориентирован‑ ной системе медицинской помощи благодаря межпрофессиональному сотрудничеству. Международное сообщество активно решает вопро‑ сы нового наполнения содержания 50 1–2 12••2018 МЕНЕДЖМЕНТ фармацевтической профессии. Провизоры, получившие уникаль‑ ное образование, имеют возмож‑ ность реализовать свои професси‑ ональные компетенции в разных областях деятельности, затрагива‑ ющих все этапы жизненного цикла лекарственных средств и создания добавленной стоимости: в науч‑ ном поиске новых молекул – кан‑ дидатов в лекарственные средства; в исследованиях, составляющих фармацевтическую разработку лекарственных препаратов; в про‑ изводстве и изготовлении; контроле качества и подтверждении соответ‑ ствия лекарственных препаратов установленным стандартам; в опто‑ вом звене дистрибуции; в фарма‑ цевтическом консультировании в аптеках. Вместе с тем вызывает сожаление отсутствие в нашей стра‑ не развития подготовки клиниче‑ ских провизоров, начатой в конце 80‑х гг. прошлого века. В тот исто‑ рический период создавались каби‑ неты фармацевтической инфор‑ мации в центральных районных аптеках, провизоры консульти‑ ровали врачей из прикрепленных медицинских организаций по раци‑ ональному назначению лекарствен‑ ных препаратов для минимизации нежелательных явлений при соче‑ тании разных средств и с учетом заболеваний пациентов. Напри‑ мер, авторы данной статьи, явля‑ ясь членами FIP с 2009 г., расска‑ зывали об этих наработках в СССР на встречах с коллегами из других стран во время международных конгрессов. Именно в последнее десятилетие FIP возглавила процесс наполнения фармацевтической профессии новым содержанием. Изменилась система хозяйствова‑ ния в стране, при этом потребно‑ сти и пациентов, и медицинского ИСТОЧНИКИ 1. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences. Pharmacy: Transforming Outcomes! Programme topics. 2018. Glasgow, UK [Electronic version] https://glasgow2018.congress.pharmacy/programmetopics/ Обращение 25.10.2018. 2. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences. Pharmacy: Transforming Outcomes! 2018. Glasgow, UK [Electronic version] https://glasgow2018.congress.pharmacy/ Обращение 25.10.2018. 3. [Electronic version]] https://en.oxforddictionaries.com/definition/ expertise Обращение 25.10.2018. 4. Печатная версия: Словарь русского языка: в 4‑х т. РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под. ред. А. П. Евгеньевой. 4‑е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы. 1999. т. 1. 702 с.; электронная версия: http:// feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/30/ma475132.htm?cmd = 0&istext = 1 Обращение 25.10.2018. 5. Максимкина Е. А. Развитие системы последипломного образования провизоров / Е. А. Максимкина, К. А. Пудриков, Н. В. Чукреева, Е. С. Бережная // в сб. материалов конференции «Развитие систем фармацевтического обеспечения нужд российского здравоохранения» в рамках XIX Российского национального конгресса «Человек и лекарство», Москва, 23–27 апреля 2012. М.: ЭкоНис, 2012: 71–75. 6. World Health Professional Alliance [Electronic version]. World Health Organization, URL: http://www.who.int/workforcealliance/members_ partners/member_list/whpa/en/ Обращение 28.10.2018. 7. Diers T. Interprofessional Education at the University of Cincinnati Academic Health Center: Lessons from Our Journey [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018 Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/B4‑Diers- Tiffiny.pdf Обращение 03.11.2018. 8. Boone J. M. IPE today and tomorrow – An overview of where IPE is… [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United сообщества в профессиональной, рациональной, научно обоснован‑ ной лекарственной терапии возрас‑ тают непрерывно. Трансформация структуры заболеваемости в резуль‑ тате демографических изменений, роста продолжительности жизни, сокращения младенческой и дет‑ ской смертности и, как следствие, появление новых медицинских тех‑ нологий, лекарственных препара‑ тов для передовых методов лечения, разнообразие медицинских изде‑ лий, появление новых продуктов, сочетающих в себе и лекарственное средство, и медицинское изделие, иные инновации как никогда ранее обозначают недостаточность при‑ менения знаний клинических про‑ визоров в межпрофессиональных командах медицинского сотрудни‑ чества в нашей стране. Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/B4‑Boone-Jill.pdf Обращение 03.11.2018. 9. Сhen T. F. Health Collaboration Challenge: The What, Why and How of Interprofessional Education [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https:// www.fip.org/files/abstracts/2018/B4‑Chen-Timothy.pdf Обращение 28.10.2018. 10. Eksteen M. J. Team-based learning (TBL): transforming outcomes fpr the 21st century [Electroniс version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL:https://www.fip.org/files/abstracts/2018/ B4‑Eksteen-Mariet.pdf Обращение 03.11.2018. 11. Timoney M. Key players in different settings of pharmacy. The benefits of collaborative work in healthcare [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL:https:// www.fip.org/files/abstracts/2018/C1‑Mark-Timoney.pdf Обращение 05.11.2018. 12. Dolovich L. Pharmacists’ Identity and Practice Results in Primary Health Care Teams in Ontario [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL:https:// www.fip.org/files/abstracts/2018/B3‑Dolovich-Lisa.pdf Обращение 05.11.2018. 13. Leite S. N. Health support teams, non-dispensing and management pharmaceutical practices in the public health system in Brazil [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/B3‑Leite-Silvana-Nair.pdf Обращение 06.11.2018. 14. Al Balushi, Sara Pharmacist Led Medication safety Program, Oman Experience [Electronic version, доступ ограничен, для членов FIP]. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/ D24‑Sara-Al-Balushi.pdf Обращение 06.11.2018.

About the authors

N. V. Chukreeva

Servier JSC, Moscow

Email: noemail@neicon.ru

E. A. Maksimkina

Sechenov First Moscow State Medical University

Email: noemail@neicon.ru

References

  1. th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences. Pharmacy: Transforming Outcomes! Programme topics. 2018. Glasgow, UKhttps://glasgow2018.congress.pharmacy/programme-topics/ Обращение 25.10.2018.
  2. th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences. Pharmacy: Transforming Outcomes! 2018. Glasgow, UKhttps://glasgow2018.congress.pharmacy/ Обращение 25.10.2018.
  3. ] https://en.oxforddictionaries.com/definition/ expertise Обращение 25.10.2018.
  4. Печатная версия: Словарь русского языка: в 4-х т. РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под. ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы. 1999. т. 1. 702 с.; электронная версия: http:// feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/30/ma475132.htm?cmd = 0&istext =
  5. Обращение 25.10.2018.
  6. Максимкина Е.А. Развитие системы последипломного образования провизоров / Е.А. Максимкина, К.А. Пудриков, Н.В. Чукреева, Е.С. Бережная // в сб. материалов конференции «Развитие систем фармацевтического обеспечения нужд российского здравоохранения» в рамках XIX Российского национального конгресса «Человек и лекарство», Москва, 23-27 апреля 2012. М.: ЭкоНис, 2012: 71-75.
  7. World Health Professional Alliance. World Health Organization, URL: http://www.who.int/workforcealliance/members_ partners/member_list/whpa/en/ Обращение 28.10.2018.
  8. Diers T. Interprofessional Education at the University of Cincinnati Academic Health Center: Lessons from Our Journey. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018 Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/B4-Diers- Tiffiny.pdf Обращение 03.11.2018.
  9. Boone J.M. IPE today and tomorrow - An overview of where IPE is... 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/B4-Boone-Jill.pdf Обращение 03.11.2018.
  10. Chen T.F. Health Collaboration Challenge: The What, Why and How of Interprofessional Education. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https:// www.fip.org/files/abstracts/2018/B4-Chen-Timothy.pdf Обращение 28.10.2018.
  11. Eksteen M.J. Team-based learning (TBL): transforming outcomes fpr the 21st century. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL:https://wwwfip.org/files/abstracts/2018/ B4-Eksteen-Mariet.pdf Обращение 03.11.2018.
  12. Timoney M. Key players in different settings of pharmacy. The benefits of collaborative work in healthcare. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL:https:// www.fip.org/files/abstracts/2018/C1-Mark-Timoney.pdf Обращение 05.11.2018.
  13. Dolovich L. Pharmacists' Identity and Practice Results in Primary Health Care Teams in Ontario. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL:https:// www.fip.org/files/abstracts/2018/B3-Dolovich-Lisa.pdf Обращение 05.11.2018.
  14. Leite S.N. Health support teams, non-dispensing and management pharmaceutical practices in the public health system in Brazil. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/B3-Leite-Silvana-Nair.pdf Обращение 06.11.2018.
  15. Al Balushi, Sara Pharmacist Led Medication safety Program, Oman Experience. 78th FIP World Congress of Pharmacy and Pharmaceutical Sciences 2018. Glasgow, United Kindgom. URL: https://www.fip.org/files/abstracts/2018/ D24-Sara-Al-Balushi.pdf Обращение 06.11.2018.

Statistics

Views

Abstract - 2

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2018 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies