On the verge of an epidemic season

Abstract


The seasonality and course severity of influenza and acute respiratory viral infections (ARVI) have undergone significant changes in recent years. For example, there was no marked increase in the incidence rates over a period of 2018/19 that were traditionally observed in the winter period, which also had an impact on the pharmacy sales of combined anti-cold drugs as one of the most widely used drug groups in the cold season. At the same time, an increasing incidence of colds coincides with not so typical periods, especially at the beginning of autumn.

Full Text

26 9 •2019 РОССИЙСКИЙ РЫНОК Юлия ПРОЖЕРИНА, к.б.н., «Ремедиум» doi: 10.21518 / 1561–5936–2019–09-26-28 На пороге эпидемического сезона В последние годы сезонность и выраженность течения гриппа и острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) претерпели существенные изменения. Так, например, за период 2018/19 года не было зафиксировано традиционно наблюдавшегося в зимний период выраженного подъема заболеваемости, что отразилось и на объемах аптечных продаж комбинированных противопростудных средств, представляющих собой одну из самых широко применяемых в сезон простуд групп ЛП. В то же время все чаще повышенная заболеваемость простудными инфекциями приходится на не столь типичные периоды, особенно на начало осени. Меры по предупреждению заболеваемости ОРВИ и гриппом в нашей стране в последние годы начинают приниматься уже с начала лета. Так, в середине июля 2019 г. вышло постановление главного государственного санитарного врача РФ о необходимых мероприятиях по борьбе с гриппом и ОРВИ в наступающем сезоне 2019–2020 гг. [1]. SUMMARY Keywords: flu and acute respiratory viral infections, combined cold-relief medicine T he seasonality and course severity of influenza and acute respiratory viral infections (ARVI) have undergone significant changes in recent years. For example, there was no marked increase in the incidence rates over a period of 2018/19 that were traditionally observed in the winter period, which also had an impact on the pharmacy sales of combined anti-cold drugs as one of the most widely used drug groups in the cold season. At the same time, an increasing incidence of colds coincides with not so typical periods, especially at the beginning of autumn. Julia PROZHERINA, Remedium, Cand. of Sci. (Bio.) ON THE VERGE OF AN EPIDEMIC SEASON Ключевые слова: грипп и ОРВИ, комбинированные противопростудные средства препаратов в некоторой степени нивелируется. Согласно данным IQVIA, по итогам периода с июля 2018 г. по июнь 2019 г. (МАТ’06’2019) объем рынка комбинированных противопростудных препаратов составил 15,3 млрд руб. в ценах конечного потребления, или 57,9 млн упаковок. Основной объем продаж пришелся на январь-февраль 2019 г., а также на сентябрь-октябрь 2018 г., что позволяет прогнозировать очередную волну увеличения спроса на данную категорию этой осенью. Целесообразность этих мер вполне закономерна. Уже не первый год в начале осени отмечается рост продаж ЛП, предназначенных для лечения гриппа и ОРВИ, в частности комбинированных противопростудных средств (рис. 1), что косвенно свидетельствует о всплеске заболеваемости. При этом понятие сезонности для этой группы РИСУНОК 1 Сезонность продаж комбинированных противопростудных препаратов в России в динамике по месяцам, млн упак. 12 10 8 6 4 2 07 08 09 10 11 12 01 02 МАТ’06’17 03 04 МАТ’06’18 05 06 МАТ’06’19 Источник: розничный аудит IQVIA НА ПОРОГЕ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО СЕЗОНА РИСУНОК 2 Динамика долевого соотношения производителей комбинированных противопростудных препаратов по странам, % упак. 100 17,0% 15,6% 15,9% 80 16,5% 15,1% 13,7% 60 17,1% 16,5% 40 26,6% 27,3% 27,6% 22,9% 25,4% 27,9% МАТ'06'17 МАТ'06'18 МАТ'06'19 14,9% 20 0 Россия Великобритания США Индия Другие Источник: розничный аудит IQVIA Важным трендом российского рынка комбинированных противопростудных средств является все более выраженный переход потребителей на ЛП отечественного производства. Их доля устойчиво растет, а по итогам МАТ’06’2019 отечественные средства этой группы вышли на первое место по объему продаж в натуральном выражении 27 среди производителей из других стран (доля 27,9% в упак., рис. 2). Во многом рост объемов продаж отечественных комбинированных противопростудных средств обусловлен повышением спроса на продукцию ЗАО «Фармфирма «Сотекс». За рассмотренный период компания продемонстрировала самый высокий прирост продаж (+3,5 % в рублях за МАТ’06’2019 к МАТ’06’2018) среди топ-3 лидеров рынка в стоимостном выражении, заняв долю в сегменте среди конкурентов порядка 15% (рис. 3). Рост продаж в сегменте комбинированных противопростудных средств ЗАО «Фармфирма «Сотекс» обусловлен высокой лояльностью и приверженностью российских потребителей к выпускаемому компанией препарату АнвиМакс®. Бренд не только уверенно сохраняет лидирующие позиции на рынке, но и укрепляет их. За рассмотренный период объем реализации препарата вырос РЕКЛАМА 28 9 •2019 РОССИЙСКИЙ РЫНОК на 7,0 %, что представляется особенно значимым на фоне снижения показателей для двух других лидеров сегмента – ТераФлю и Антигриппина (табл.). Высокая востребованность препарата АнвиМакс® среди потребителей обусловлена комплексом факторов, среди которых качество от известного производителя, а также проверенный временем состав. АнвиМакс® содержит не только компоненты, оказывающие симптоматическое действие (парацетамол, аскорбиновая кислота, кальция глюконат, рутозид и лоратадин), но и римантадин, обладающий противовирусным эффектом [2]. Своевременная подготовка к новому эпидемическому сезону – залог сохранения здоровья населения. Согласно рекомендациям ВОЗ при типичном нетяжелом течении гриппа для большинства людей считается достаточным применение симптоматической терапии (жаропонижающие, противокашлевые ЛП, витамины и др.). При этом в последние годы практикующие врачи отдают предпочтение препаратам, оказывающим комплексное действие на симптомы ОРВИ и гриппа [3]. В связи с этим комбинированные противопростудные средства можно считать одним из оптимальных терапевтических решений. РИСУНОК 3 Топ-3 производителей комбинированных противопростудных препаратов и приросты их продаж за период МАТ’06’19 к МАТ’06’18, % руб. 3,5% -2,7% -4,1% -15,6% GlaxoSmithKline (35,8%) ЗАО «Фармфирма «Сотекс» (14,8%) Johnson & Johnson (11,1%) Весь рынок Источник: розничный аудит IQVIA ТАБЛИЦА › Топ-3 торговых наименований на рынке комбинированных противопростудных препаратов по итогам МАТ’06’19, млрд руб. Бренд МАТ’06’18 МАТ’06’19 Прирост, % руб. 4,6 4,5 -1,9% АнвиМакс® 1,7 1,8 7,0% Антигриппин 1,1 1,0 -5,4% ТераФлю ® Источник: розничный аудит IQVIA ИСТОЧНИКИ 1. О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019–2020 годов. Главный государственный санитарный врач РФ. Постановление №10 от 10.07.2019. 2. Инструкция по применению к препарату АнвиМакс®. 3. Лусс Л.В. Комплексный подход к терапии гриппа и ОРВИ. Медицинский совет. 2017;(5):168-173. кроме того… Верховный суд РФ отменил регистрацию дженерика гефитиниба Верховный суд РФ разрешил в пользу компании AstraZeneca спор с «Джодас Экспоим» о защите исключительных прав на референтный противоопухолевый препарат гефитиниб. Своим решением он обязал российскую структуру индийской Jodas Expoim Pvt Ltd отозвать регистрационное удостоверение и цену на дженерик в России. Компании также запрещено подавать документы для повторной регистрации этого ЛС до истечения срока действия патента на референтный препарат. В мае 2018 г. AstraZeneca подала в Арбитражный суд Москвы иск к «Джодас Экспоим», требуя устранить угрозу нарушения патента и отменить регистрацию дженерика. Суды признали требования оригинатора обоснованными, однако «Джодас Экспоим» подал жалобу в Верховный суд. ВС РФ поддержал выводы апелляционной инстанции и Суда по интеллектуальным правам, посчитав регистрацию воспроизведенного препарата и цены на него в период до истечения патентной защиты референтного препарата действиями, создающими угрозу нарушения патента, которые требуется пресечь. По данным AstraZeneca, решение по гефитинибу – первое решение высшего судебного органа, обязывающего производителя генерика отозвать РУ в связи с угрозой нарушения патента. Этот судебный акт может стать поворотным пунктом в деле надлежащей защиты интеллектуальной собственности разработчиков оригинальных препаратов.

About the authors

Julia Prozherina

Remedium

Email: noemail@neicon.ru

References

  1. О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019-2020 годов. Главный государственный санитарный врач РФ. Постановление №10 от 10.07.2019.
  2. Инструкция по применению к препарату АнвиМакс®.
  3. Лусс Л.В. Комплексный подход к терапии гриппа и ОРВИ. Медицинский. совет. 2017;(5):168-173.

Statistics

Views

Abstract - 48

PDF (Russian) - 27

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Phone: +7(495) 917-48-86



Principal Contact

Sherstneva Elena Vladimirovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: redactor@remedium-journal.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies