Разработка системы управления фармацевтическими отходами лекарственных средств, образующимися в процессе обращения у населения, в Республике Татарстан

Аннотация


Лекарственные препараты являются необходимой составляющей медицинской практики. Их применение обеспечивает сохранение здоровья населения, повышение качества и продолжительности жизни. В настоящее время наблюдается постоянный рост объёмов потребления лекарственных препаратов населением, однако утилизации неиспользуемых препаратов не уделяется должного внимания, они утилизируются в составе твёрдых коммунальных отходов, что может привести к ухудшению здоровья населения и нанести вред окружающей среде. В связи с этим актуальна разработка системы управления фармацевтическими отходами лекарственных средств, образующимися в процессе обращения у населения.

Полный текст

В 1965 г. впервые появились публикации учёных об обнаружении лекарственных средств (ЛС) в окружающей среде [1, 2]. В 1990-е гг. этот факт перешёл в разряд серьёзной экологической проблемы. С экологической точки зрения, этап управления фармацевтическими отходами (ФО) являются не менее важным, чем этапы производства и потребления в жизненном цикле ЛС. Загрязнение окружающей среды - это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей) или превышение их естественного среднего и многолетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям. Поэтому загрязнение окружающей среды может происходить на каждом из этих этапов. В связи с этой проблемой рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в современных условиях являются одними из первоочередных задач. Для решения этих задач необходимы усилия разных специалистов, в том числе медицинских и фармацевтических работников. Рост потребления ЛС населением способствует загрязнению окружающей среды ФО. Факторами, способствующими потреблению, являются старение населения, наличие хронических заболеваний, появление новых эффективных ЛС, доступность дженериков, активное продвижение фармацевтическими компаниями ЛС, нерациональное количество единиц лекарственной формы в упаковках, отсутствие желаемого эффекта от назначенного ЛС и изменение врачом схемы лечения, одновременное назначение врачом большого количества разнообразных ЛС (полипрагмазия), улучшение состояния пациента и прекращение курса лечения, самолечение, самодиагностика, смерть больного, истечение срока годности ЛС, пожилой возраст и/или наличие сопутствующих хронических заболеваний у лиц, проживающих в доме, и др. Перечисленные выше факторы способствуют оседанию ЛС у населения, образованию ФО. В связи с этим актуальным становится необходимость разработки системы управления ФО, образующимися в процессе обращения у населения. Рассмотрим способы образования ФО ЛС (рис. 1). Первый путь образования ФО - в процессе производства, однако процессы утилизации решаются производителем ЛС. Второй путь образования ФО - в лечебных и аптечных организациях, в процессе профессиональной деятельности, эти ФО объединены понятием «медицинские отходы». Надо отметить, что утилизация медицинских отходов производится организациями, которые имеют лицензию на эту деятельность. В их обязанности входят процессы по обезвреживанию, использованию, сбору, размещению и транспортировке отходов I-IV классов опасности. При этом соблюдаются требования по охране окружающей среды, согласно Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств 77 и об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду 78 [3]. В 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения был впервые поставлен вопрос о классификации, правил сбора и хранения медицинских отходов, обращения с ними и утилизации. Именно тогда независимые эксперты подняли вопрос о необходимости разработки специальных методов утилизации медицинских отходов как класса опасных. В 1989 г. на конференции в Базеле был принят международный документ - «Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», который вступил в силу в 1992 г. 79 В результате 170 стран мира, ратифицировавших этот документ, взяли на себя обязательство не принимать и не вывозить опасные отходы через границы других государств, а также организовывать их безопасную утилизацию. Вторым пунктом в классификации опасных, после радиоактивных, значатся отходы из медицинских учреждений. Всего в этом списке 45 единиц. СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» является первым документом в России, в котором была представлена таблица классификации медицинских отходов по классам опасности. С 01.03.2021 вступил в силу новый СанПиН 2.1.3684-21. Один из разделов полностью посвящён медицинским отходам. В нем упразднены требования к площадям для обращения с опасным мусором, приведён порядок действий при аварийной и плановой остановке оборудования для обеззараживания. ЛС по классификации медицинских отходов относятся к токсикологическим опасным отходам. Они приближены по составу к промышленным, а неиспользованные населением ЛС выбрасываются или утилизируются ненадлежащим образом, в основном в составе твёрдых коммунальных отходов, т. е. нет раздельного сбора этих ФО. При продолжении этой ситуации будет происходить накопление активных лекарственных веществ в окружающей среде, что в дальнейшем будет отражаться на ухудшении здоровья населения и экологической безопасности государства (рис. 1). Из сказанного выше следует, что в одном случае ЛС являются опасными отходами, а в другом случае этот вопрос - вне поля внимания общественности. Впервые эту проблему мы озвучили на 19-й Всероссийской молодёжной научно-технической конференции «ИДЕЛЬ-19» в области естественных наук программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям, также нами была подана заявка на конкурс «50 лучших иннновационных идей для Республики Татарстан». Изучение опыта зарубежных стран показал, что в каждой стране разработан свой индивидуальный подход к решению данного вопроса. Пункты сбора отходов ЛС, образующихся у населения, имеются в Австрии, местами сбора ФО определены только аптеки в Бельгии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции и Германии, поликлиники и аптеки в Хорватии. Также есть отличия по уровню организации: местный уровень наблюдается в Австрии, Хорватии, Чехии, Дании, Финляндии. В Бельгии - региональный уровень, во Франции - национальный, в Германии - местный уровень и уровень аптек. Во всех перечисленных государствах охват обеспечен на национальном уровне, а в Германии - на уровне только некоторых областей. По форме финансовой поддержки: фармацевтические промышленные группы поддерживают в Бельгии, Хорватии, Франции, а на уровне органов местного самоуправления - в Австрии, Чехии, Дании, Финляндии, Германии [4]. Изучение данной проблемы позволило нам выявить в России и, в частности, в Республике Татарстан барьеры, тормозящие систему раздельного сбора ФО у населения: •отсутствие единого подхода к организации раздельного сбора ФО; •отсутствие законодательной базы в области раздельного сбора ФО у населения; •отсутствие информирования населения по части значимости раздельного сбора ФО; •риск роста тарифов на услуги регионального оператора для населения; •мусоропроводы и контейнерные площадки не приспособлены для раздельного сбора ФО; •отсутствие свободного пространства в жилых помещениях для раздельного сбора ФО; •сложная транспортная логистика по вывозу отходов в крупных городах. Учитывая полученные данные, нами была разработана и предложена руководству города Казани модель системы раздельного сбора ФО, образующихся в процессе обращения ЛС у населения и взаимодействия с администрацией города по следующим вопросам: •финансирования работ, выполняемых участниками сбора; •алгоритма раздельного сбора; •согласование мест дислокации размещения экобоксов и др. (рис. 2). Для внедрения этой системы в рамках пилотного проекта было предложено установить контейнеры (экобоксы) у входа в аптечные организации и лечебно-профилактические учреждения. Экобокс будет иметь зелёный цвет, систему защиты от изъятия ЛС и информационную памятку по использованию экобокса. Для разъяснения населению важности осуществления раздельного сбора ФО, образующихся у населения, будет создано волонтёрское движение студентов-провизоров по работе с населением. В дальнейшем будет проведена работа с управляющими компаниями домов для оборудования площадок и установки контейнеров для раздельного сбора ФО. Аптеки и некоторые лечебно-профилактические учреждения изъявили желание принять участие в пилотном проекте по раздельному сбору ФО. Заключение Предложенная система раздельного сбора ФО, образующихся в процессе обращения ЛС у населения, является социально значимым проектом и будет способствовать решению экологического аспекта охраны окружающей среды и формированию культуры поведения населения. Процесс внедрения данной модели будет в дальнейшем способствовать сохранению здоровья населения.

Об авторах

Р. Г. Тухбатуллина

Институт фармации Казанского государственного медицинского университета

Email: ruzaliyatuhbatullina@mail.ru

И. Р. Хабибулин

Институт фармации Казанского государственного медицинского университета


Список литературы

  1. 1.Felicity Т. Фармацевтические отходы в окружающей среде: взгляд с позиций культуры // Панорама общественного здравоохранения. 2017. Т. 3, № 1. С. 1-140.
  2. 2.Прожерина Ю. Фармацевтические отходы как новая экологическая проблема // Ремедиум. 2017. № 11. С. 14-19.
  3. 3.Крюков А. Е., Коновалов С. В. Профилактика внутрибольничных инфекций при контакте с медицинскими отходами // Медицинская сестра. 2013. № 5. С. 17-21.
  4. 4.Amaral М.J., Fop L. Unused pharmaceuticals. Where do they end up? A snapshot of European collection schemes. Brussels; 2013. Р. 8-9.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 72

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: redactor@remedium-journal.ru

Телефон: +7(495) 917-48-86

Редакция

Шерстнева Елена Владимировна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: redactor@remedium-journal.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах